Педагогическое взаимодействие и его виды

Работа добавлена: 2016-03-18





Билет 7. Педагогическое взаимодействие и его виды.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, объединенных единой образовательной целью. Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение обучаемым и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием. Педагогическое взаимодействие и его виды

Педагогическое взаимодействие  является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Даже поверхностный  анализ  реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик - ученик",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

В этом  заключается  и  сама специфика педагогических задач.

Они могут быть решены и решаются только  посредством  руководимой педагогом активности учащихся,  их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал,  что основное отличие учебной задачи от  всяких  других  в том,  что  ее  цель и результат - в изменении самого действующего субъекта,  заключающемся в овладении им  определенными  способами действия.  Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в  повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые,  неуправляемые) и т.п.  Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников:  активное  восприятие,  переработка информации,  игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Мое педагогическое кредо

2. Обучение как педагогическое творчество

3. Педагогическое общение: уровни и стили

4. Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

5. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки детей к начальной школе в условиях сельского ДОУ

6. Общение как взаимодействие

7. Социальное взаимодействие

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ МИРА

9. Институты рыночного хозяйства и их взаимодействие

10. Взаимодействие финансового и операционного рычагов