Педагогическое взаимодействие и его виды

Работа добавлена: 2016-03-18





Билет 7. Педагогическое взаимодействие и его виды.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, объединенных единой образовательной целью. Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение обучаемым и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием. Педагогическое взаимодействие и его виды

Педагогическое взаимодействие  является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Даже поверхностный  анализ  реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик - ученик",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

В этом  заключается  и  сама специфика педагогических задач.

Они могут быть решены и решаются только  посредством  руководимой педагогом активности учащихся,  их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал,  что основное отличие учебной задачи от  всяких  других  в том,  что  ее  цель и результат - в изменении самого действующего субъекта,  заключающемся в овладении им  определенными  способами действия.  Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в  повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые,  неуправляемые) и т.п.  Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников:  активное  восприятие,  переработка информации,  игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Мое педагогическое кредо

2. Обучение как педагогическое творчество

3. Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

4. Общение как взаимодействие

5. Социальное взаимодействие

6. Взаимодействие финансового и операционного рычагов

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН С ВЕЩЕСТВОМ

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ МИРА

10. Институты рыночного хозяйства и их взаимодействие