Новости

Ликвидация юридического лица

Работа добавлена:






Ликвидация юридического лица на http://mirrorref.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет юридический

Кафедра гражданского права и процесса

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент  группы.

1 Тема «Ликвидация юридического лица»

2 Срок представления работы к защите до 30марта 2016 года.

3 Исходные данные для научного исследования: Нормативно-правовые акты, учебная литература, учебные пособия, периодические издания

4 Содержание курсовой работы (проекта)

4.1 Понятие и сущность ликвидации

4.2 Виды ликвидации юридических лиц

4.3 Порядок ликвидации юридического лица

Руководитель работы                                                                 И.А. Емелькина

Задание принял к исполнению

Реферат

Курсовая работа содержит 46 страниц, 29 использованных источников.

ЛИКВИДАЦИЯ, ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, БАЛАНС,  ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ, ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ

Объектом исследования является основа осуществления, связанная  с порядком ликвидации юридического лица.

Цель работы: изучение особенностей ликвидации юридического лица.

Методологическую основу составляют: диалектический, исторический, системный, сравнительно-правовой, сравнительный методы.

Полученные результаты и эффективность: проведенное исследование процедуры ликвидации юридического лица дает четкое представление о порядке и особенностях ликвидации юридического лица.

Область применения – материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Гражданское право»,  «Предпринимательское право».

Содержание

3.2 Обязанности лица, принявшего решение о

Заключение                                                                                                             36

Список использованных источников                                                                   46

Введение

        Любо юридическое лицо имеет свой жизненный цикл, начинающийся ее регистрацией и заканчивающийся ликвидацией этого юридического лица. Продолжительность жизни предприятия между этими двумя ключевыми точками бывает разной и зависит от совокупности множества различных факторов. Однако иногда ситуация складывается так, что предприятие разумнее закрыть, нежели продолжать наращивать долги и накапливать риски. В таком случае собственнику бизнеса необходимо приложить все усилия, чтобы провести эту процедуру с минимальными потерями, а еще лучше - с максимальной выгодой для компании. Иными словами, проводя процедуру ликвидации с целью избавления от негативных последствий деятельности организации, нужно постараться при этом сохранить ее ценные активы.

Ликвидация - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). —Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)//СЗ РФ.-1994.-№32.-ст.3301

Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательством перед кредиторами). Таким образом, именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации.

Степень изученности.В ходе написания данной работы было проанализировано достаточно большое количество нормативно-правовых актов и иных источников, в том числе монографии известных ученых, таких как: В.А. Кузнецова, И.А. Андреев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев,  М.Ш. Бязров  и др.

Целью исследования является обобщение результатов правового исследования в результате анализа  нормативно-правовых актов и научной литературы.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующиезадачи: изучить понятие, сущность и цели ликвидации; рассмотреть виды ликвидации юридических лиц; провести анализ порядка ликвидации юридического лица.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают  особенности ликвидации юридического лица.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В ходе исследования использовались общенаучные, частно-научные и иныеметоды: сравнительно-правовой, логический, исторический, статистический и др. В работе использовался комплексный подход к изучаемому явлению, что позволило исследовать объекты целостно и всесторонне в их взаимосвязи и взаимозависимости.

1. Понятие, сущность и цели ликвидации

Ликвидация является способом прекращения юридического лица.Пункт 1 ст. 61 ГК РФ говорит о двух видах ликвидации юридического лица - добровольной и принудительной (по решению суда) - и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации, ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам —Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина). - Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. -  С. 56..

Юридические лица (исключая фонды) могут быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований. Добровольная ликвидация фондов исключается, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц —Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ.ред. С.А. Степанова). – М., 2011. -  С.83..

Вабз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, юридическое лицо может быть ликвидировано: во исполнение положений устава, в котором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступления определенного юридического факта - истечения срока, на который создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным вГК РФ. Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (т.е. когда их исправление применительно к обстоятельствам конкретного случая невозможно), осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям. Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его банкротом —            Игумнов Д. Правила ликвидации компании // Консультант. - N 21. – 2010. – С. 17..

 Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. Данным правом обладают налоговые органы (на основаниист. 31 Налогового Кодекса РФ). —            Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)//СЗ РФ.-1998.-№31.-ст.3824.

Коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды ликвидируются вследствие признания их судом несостоятельными (банкротами), причем, если стоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, они могут быть ликвидированы исключительно по данному основанию. Решение о добровольной ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства) может быть принято только совместно с кредиторами.

При этом отдельные виды фондов не могут быть признаны несостоятельными (банкротами), если это прямо предусмотрено ФЗ, устанавливающими особенности создания и деятельности таких фондов. Как правило, на финансирование деятельности таких фондов выделяются бюджетные средства.

Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку собственник имущества казенного предприятия - Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества —Кузнецова В.А. Ликвидация юридического лица  // Консультант бухгалтера. - N 3. – 2010. – С. 16..

Ликвидирующая комиссия осуществляет ряд мероприятий, которые и раскрывают сущность ликвидации как юридической процедуры, направленной на прекращение юридического лица без универсального правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидирующая комиссия последовательно осуществляет следующее: во-первых, публикует в печатных средствах массовой иформации , в которых публикуются данные о регистрации юридического лица, информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации; во-вторых, выявляет и письменно уведомляет кредиторов ликвидируемого юридического лица о предстоящей ликвидации юридического лица-должника, получает дебиторскую задолженность (т.е. долги других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом); в-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных его кредиторами требований и результатах их рассмотрения (абз. 1 п. 2 ст. 63); в-четвертых, в соответствующих случаях  согласноабз. 2 п. 4 ст. 61 ГК по итогам промежуточного ликвидационного баланса и исходя из соотношения объема требований кредиторов ликвидируемого юридического лица к стоимости его имущества решает вопрос о проведении обычной процедуры ликвидации юридического лица и осуществлении расчетов с его кредиторами в соответствии с правилами ст. 63,64 ГК РФ или о возбуждении процедуры банкротства юридических лиц и открытии конкурсного производства (ст. 65 ГК РФ); в-пятых, по итогам расчетов с кредиторами составляет окончательный ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63); в-шестых, в соответствии сп. 7 ст. 63 ГК РФ решает вопрос в отношении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; наконец, в-седьмых, уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридических лиц (такое возможно не ранее чем через 2 месяца с момента опубликования в средствах массовой информации о ликвидации юридических лиц); по завершении процесса ликвидации юридических лиц предоставляет для регистрации в связи с его ликвидацией все необходимые документы, в том числе окончательный ликвидационный баланс —Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ.ред. С.А. Степанова). – М., 2011. -  С.85..

Сущность и смысл ликвидации сводится к следующему. Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК,п. 1 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц). —Федеральный Закон «О регистрации юридических лиц» от 08.08.2001, №129-ФЗ//СЗ РФ.-2001.-№33(часть1).-ст.3431. С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения: не допускается регистрация изменений в учредительные документы, регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц). Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц). С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде, и только некоторые полномочия сохраняются за прежними органами (абз. 2 п. 2,п. 5 ст. 63 ГК РФ) —Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина). - Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. -  С. 56..

Ликвидационная комиссия - особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого юридического лица, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп. 2,3 ст. 62,п. 4 ст. 64 ГК РФ,п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). —Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996, №7-ФЗ//СЗ РФ.-1996.-№3.-ст.45. За прежними органами юридических лиц сохраняются только некоторые полномочия. Так, согласноабз. 2 п. 2,п. 5 ст. 63 ГК ип. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, должны: а) уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидирующей комиссии; б) утвердить составленный им промежуточный ликвидационный баланс; в) уведомить регистрирующий орган о составлении последнего; г) утвердить окончательный ликвидационный баланс. В предусмотренных законом случаях утверждение ликвидационных балансов требует согласования с уполномоченным госорганом. Так, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов кредитной организации и жилищного накопительного кооператива требует согласования соответственно с Центральным Банком России и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков —Бязров М.Ш. Процедура ликвидации юридического лица // Налоговый вестник. - N 8. – 2009. – С. 7-9.

.

При обычной ликвидации юридического лица и удовлетворении ликвидирующей комиссии требований его кредиторов закон устанавливает правила последовательности реализации его имущества (п. 3 ст. 63) и правила очередности удовлетворения требований кредиторов. Требования кредиторов удовлетворяются прежде всего за счет денежных (оборотных) средств ликвидируемого юридического лица и только при недостаточности имеющихся денежных средств - из средств от продажи иного его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Подробнее о реализации на торгах неденежного имущества (вещей, ценных бумаг, имущественных прав) ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации (для кредиторов первой и второй очереди), или по истечении одного месяца со дня его утверждения (для кредиторов третьей и четвертой очереди. В соответствующих случаях если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо подлежит ликвидации, а требования кредиторов - удовлетворению только в соответствии со специальными правилами законодательства о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ) —Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С.А.). - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. – С. 102..

Особо в ст. 63 ГК РФ упоминаются учреждения (пп. 3,6) и казенные предприятия (п. 6). В части учреждений правила пп. 3, 6 ст. 63 не соответствуют современной редакциист. 120 и298 ГК РФ. Во-первых, они справедливы только в отношении частных и бюджетных учреждений, ответственность которых ограничивается их денежными средствами. Напротив, автономные учреждения помимо денежных средств отвечают и иным движимым имуществом, не являющимся особо ценным. Поэтому такое имущество автономного учреждения подлежит продаже с публичных торгов при удовлетворении требований кредиторов (п. 3 ст. 63), его также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми денежными средствами в п. 6 ст. 63 ГК РФ.

Во-вторых, право кредиторов обратиться с требованием к собственнику имущества учреждения, о котором говорится вп. 6 ст. 63 ГК РФ, также справедливо только в отношении частных и бюджетных учреждений, так как собственник имущества автономного учреждения по обязательствам последнего не отвечает.

Наконец, в-третьих, согласноп. 3 ст. 63 ГК РФ при удовлетворении требований кредиторов подлежит продаже с публичных торгов всякое имущество (движимое и недвижимое) всякого учреждения (частного, бюджетного, автономного), если оно приобретено учреждением самостоятельно на средства от доходной (предпринимательской) деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ); такое имущество также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми вп. 6 ст. 63 денежными средствами —Игумнов Д. Правила ликвидации компании // Консультант. - N 21. – 2010. – С. 17..

Вп. 7 ст. 63 ГК РФ, посвященном имуществу ликвидируемого юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами (далее - остаточное имущество), речь идет о тех юридических лицах, в отношении которых или в отношении имущества которых их учредители (участники) сохраняют имущественные - обязательственные или вещные - права (п. 2 ст. 48 ГК РФ). Такое имущество передается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота), однако данное правило имеет диспозитивную редакцию, а потому является общим и применяется во всех случаях, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Судьба остаточного имущества зависит не только от формы ликвидируемого юридического лица, но и от иных обстоятельств, например от преследуемых организацией целей (профиля деятельности), от основания ее ликвидации. Так, остаточное имущество благотворительных организаций, которые, будучи неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и др., используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом данной организации, или по решению ликвидирующей комиссии, если иной порядок использования остаточного имущества не предусмотрен в уставе данной организации или если иное не установлено федеральным законом —Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ.ред. С.А. Степанова). – М., 2011. -  С.106..

В конечном итоге, ликвидация юридических лиц считается завершенной после внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого же момента прекращаются правоспособность и само существование юридического лица как субъекта гражданского права.

2.1 Добровольная ликвидация юридических лиц

Существует добровольная ликвидация по решению учредителей. То есть добровольное закрытие компании, как правило, предпринимается по объективным внутренним причинам, таким как нерентабельность предприятия, осуществление им тех целей, ради которых оно было создано, и т.д. Также ликвидация может проводиться и с целью сокрытия бухгалтерских и юридических нарушений, которые были совершены в период деятельности компании.

Добровольная ликвидация проходит в несколько этапов. Чтобы начать процедуру ликвидации, учредители должны письменно уведомить об этом решении орган, в котором компания была зарегистрирована. Данный орган, в свою очередь, утверждает ликвидатора (ликвидационную комиссию), который берет на себя большую часть работы по ликвидации компании. Комиссия подает объявление о ликвидации предприятия в официальный печатный орган РФ, выявляет кредиторов, уведомляет их о ликвидации и взыскивает дебиторскую задолженность. Если средств, имеющихся у ликвидируемой компании, недостаточно для погашения всех долгов, комиссия обращается в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом, в результате чего принимается решение о продаже имущества организации. Средства, полученные в ходе торгов, идут на удовлетворение требований кредиторов, причем строго в установленном порядке.

Добровольная ликвидация юридических лиц осуществляется на основаниист. 61 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, и различия имеются только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.

Ликвидация юридических лиц осуществляется в несколько этапов:  принятие решения о ликвидации юридического лица, о порядке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии; извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами;) выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса; расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица —Кузнецова В.А. Ликвидация юридического лица  // Консультант бухгалтера. - N 3. – 2010. – С. 16..

О принятии решения о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов ликвидации уведомляется регистрирующий орган - налоговая инспекция.

2.2 Принудительная ликвидация юридических лиц

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.

Основания для принудительной ликвидации можно подразделить на два больших блока:

- ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства;

- ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

- допущены грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

- осуществление деятельности, запрещенной законом;

- осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов;

- систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям —Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ.ред. С.А. Степанова). – М., 2011. -  С.79..

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг России.

В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности, очень распространенным является ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах, адресу фактического местонахождения.

При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации юридического лица только в случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы. Если же нарушения можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечено, в частности, Президиумом Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации винформационном письме от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 ГК РФ" —Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84"О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации"//Вестник ВАС РФ.-№10.-2004., где разъясняется, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены —Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (под ред. Сергеева А.П.). – М., 2010. – С. 95..

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника. О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации —Кузнецова В.А. Ликвидация юридического лица  // Консультант бухгалтера. - N 3. – 2010. – С. 16..

Решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является только основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица. Согласноинформационному письму Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" —Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"//Вестник ВАС РФ.-№3.-2000.

с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство поформе N Р50003 и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации. Это означает, что ликвидация юридического лица осуществляется в этом случае в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап - принятие решения о ликвидации - осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В дальнейшем же вся последовательность этапов сохраняется, и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале "Вестник государственной регистрации" размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган представляются заявление поформе N Р16001, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс —Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина). - Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. -  С. 56..

Представляет интерес вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду неизвестны учредители либо исполнительные органы юридического лица или если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур. В случае неисполнения решения арбитражного суда о ликвидации юридического лица из-за отсутствия его учредителей арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.

Арбитражный суд вправе назначить ликвидатора также в случае, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица он придет к выводу о невозможности возложения соответствующей обязанности на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В соответствии сп. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004  N 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица либо о его исполнительных органах, назначали ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

Если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на основании вышеуказанного решения арбитражного суда (без представления уведомлений поформам N Р15002 иN Р15001) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи.

В решении о ликвидации юридического лица приводятся сроки представления им в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, причем эти сроки в соответствии сп. 1 ст. 118 Арбитражного процессуального кодекса РФ —Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерацииот 24.07.2002 N 95-ФЗ//СЗ РФ.-2002.-№30.-ст.3012. арбитражным судом при необходимости могут быть продлены —Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ.ред. С.А. Степанова). – М., 2011. -  С.62..

Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

3 Порядок ликвидации юридического лица