Новости

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС

Работа добавлена:






ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС на http://mirrorref.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС

Важность роли технической вооруженности подразделений пожарной охраны при тушении пожаров ни у кого не вызывает сомнений, но всегда необходимо помнить, что в соотношении человека и техники определяющая роль принадлежит технике, а решающая - человеку. Техника всегда была и будет лишь средством в руках человека, преследующего определенные цели. Можно вооружить подразделения пожарной охраны самыми мощными и современными средствами тушения пожаров, но, если личный состав этих подразделений не будет подготовлен к их применению, то и технические возможности окажутся неиспользованными.

Для того чтобы личный состав подразделений пожарной охраны смог успешно выполнить боевую задачу по тушению пожара, независимо от влияния любых психологических факторов, он должен обладать определенными тактическими и психологическими факторами.

Тактическая подготовка личного состава подразделений пожарной охраны

Вопросы

Ответы

1. Какие основные задачи тактической подготовки личного состава?

1.Совершенствование практических навыков пожарных, полученных в процессе первоначального обучения.

2.Совершенствование теоретических знаний и практических навыков по тушению пожаров.

3.Тренировка  начальников караулов и командиров   отделений правильному использованию тактических возможностей караула и отделений.

4.Развитие тактического мышления у личного состава, отработка у него находчивости,   смелости,   выносливости; разумной инициативы.

2. Какие виды тактической подготовки?

1. Индивидуальное обучение.

2.Курсовая тактическая подготовка.

3.Тактическая подготовка в составе караула.

3. Какие формы тактической   подготовки?

  1. Теоретические и практические занятия по изучению основ тактики тушения пожаров и отработка действий на пожаре.
  2. Классно - групповые действия. Изучение тактики тушения пожаров на различных объектах народного хозяйства.
  3. Решение ПТЗ. При решении задач на местности проверяют   боевую   готовность подразделений к тушению пожаров.
  4. Оперативно - тактическое изучение района выезда и объектов, так как качество работы личного состава во многом определяется хорошими знаниями объекта и территориями, к нему прилегающими.
  5. Пожарно - тактические учения.  Это наиболее совершенная и сложная форма   практического   обучения  личного состава пожарной охраны.
  6. Разбор пожаров. Согласно «Указаний по тактической подготовке  начальствующего состава» каждый пожар, произошедший в районе выезда пожарной части, должен быть разобран на всех 4-х караулах.

В основу процесса обучения тушения пожаров положен принцип: «учить тому, что необходимо знать для успешного тушения пожара». Этот принцип требует максимально приблизить учебную обстановку в боевой действительности.

4. Напишите, по какой   форме составляется план-конспект?

                                УТВЕРЖДАЮ

………………………….

………………………….

………………………….

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения классно-группового

упражнения

  1. Тема:
  2. Цель:

Время занятий:

Место занятий:

Материальное обеспечение:

Литература:

План занятия.

1. Контроль знаний по ранее изучаемым материалам.

2. Вопросы, подлежащие изучению.

3. Изложение материала.

Изложение материала повопросам

Методические

указания

Вступление

Вопрос №1

Вопрос №2

Выводы по занятиям

в целом

Закрепление материала.

Задание на самоподготовку.

Подпись.

5. В чем особенности    подготовки и проведения классно-групповых  занятий?

К каждому занятию должна предшествовать тщательная его подготовка:

1. Изучение содержания учебных вопросов.

2. Подбор и изучение необходимой литературы.

3. Определение узловых вопросов занятия.

4. Подготовка планов, схем, графиков.

5. Составление план - конспекта и его утверждение.

Раскрытие содержания материала должно идти путем рассказа - беседы или объяснения.

6. В чем особенности подготовки и проведения практических занятий по решению пожарно-тактических задач (ПТЗ)?

Каждому занятию по решению ПТЗ предшествует тщательная подготовка руководителя занятий:

  1. Уяснение   темы   или   цели   занятия. Цель: ознакомить,  показать, научить, проверить, отработать.
  2. Изучение необходимой литературы.
  3. Подбор объекта согласно изучаемой темы.
  4. Согласование с администрацией объекта времени и даты проведения занятий.
  5. Изучение объекта в оперативном отношении.
  6. Разработка тактического замысла решения ПТЗ.
  7. Составление плана-конспекта.

Опера-

тивное

время

Обстановка

на пожаре

Оперативные

действия

Методические

указания

7. Что входит в разработку тактического замысла?

Разработать  тактический  замысел  -  это значит:

1.Обосновать исходные данные.

2.Определить обстановку пожара.

3.Произвести расчет сил и средств.

4.Определить расстановку сил и средств по тушению условного пожара.

8. Какой порядок индивидуального и курсового обучения пожарного?

Индивидуальное обучение проводится 8 дней по 6 часов ежедневно, а затем 7 дежурств в карауле как стажер. Обучение проводят заместитель начальника части и его наставник.

По окончании учебы он сдает зачеты в объеме изучаемой программы, а также по мерам охраны труда. Обучение начинается с инструктажа по мерам охраны труда.

Курсовое обучение осуществляется в учебных центрах или пунктах в объеме не менее 150 часов, без учета времени на изучение противогазов.

9.   Какой   порядок индивидуального обучения    радиотелефониста?

Обучение проводится 15 дней по 6 часов ежедневно в учебном центре или индивидуально, а затем стажировка при ЦУС - 5 дежурств. По окончанию учебы сдается зачет.

Радиотелефонист допускается к работе после:

1.Изучения района выезда.

2.Изучения расписания выезда.

3.Изучения тактических данных автомобилей части.

4.Изучение средств связи.

5.Сдача зачета.

10.   Какой  порядок индивидуального изучения водителей?

Обучение проводится 15 дней по 6 часов ежедневно в учебном центре или индивидуально, а затем стажировка в течение пяти дежурств. После окончания обучения сдается зачет компетентной комиссией.

11. В чем особенности боевой подготовки личного состава?

Боевая подготовка - это целенаправленная деятельность должностных лиц подразделений ГПС по обучению личного состава в период боевого дежурства в целях обеспечения постоянной боевой готовности караулов.

Боевая подготовка проводится по караула в период боевого дежурства.

Начало учебного года 15 января, окончание 15 декабря.

Очередность изучения тем и количество часов на их отработку определяется и планируется в зависимости от оперативно-тактической характеристики района выезда части.

Учебная нагрузка должна составлять 2-4 учебных часов в течение одних дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждого караула. Продолжительность учебного часа - 45 минут.

Тактическая подготовка начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

Общие положения.

Вопросы

Ответы

1. Какие основные задачи тактической подготовки?

  1. Формирование у начальствующего состава    высоких морально-боевых и профессиональных качеств, и психологической устойчивости.
  2. Совершенствование  существующих и разработка новых форм и методов боевой подготовки личного состава, организация   тушения   на   объектах   народного хозяйства.
  3. Отработка существующих и разработка новых приемов и способов работы с пожарной техникой, освоение новых способов и средств тушения, внедрение в практику пожаротушения новых достижений науки и техники.

2. Какие цели ставит тактическая подготовка?

Подготовить     грамотных     специалистов, умеющих:

1.Анализировать явления, протекающие при развитии и тушении пожара.

2.Правильно оценивать обстановку на пожаре.

3.Правильно оценивать решающее направление боевых действий на пожаре.

4.Принимать четкие и обоснованные решения на тушении пожара.

5.Быстро и своевременно сосредотачивать силы и средства на пожаре.

6.Умело управлять силами и средствами при ликвидации пожара или аварии.

3. Какие основные истоки тактической подготовки?

  1. Лекции, семинары, практические занятия по:
    • пожарной тактике;
    • пожарной профилактике;
    • ПСП.
      1. Тренировки в теплодымокамерах и на огневых полосах психологической подготовки.
      2. Самостоятельная работа.

4. Какие основные

формы тактической подготовки?

  1. Оперативно-тактическое изучение района выезда пожарной части.
  2. Занятия по решению ПТЗ.
  3. Изучение и разбор пожаров.
  4. Групповые упражнения.
  5. Занятия в школах оперативного мастерства.
  6. Стажировка при СПТ.

5. Что должен знать начальствующий состав в результате тактической подготовки?

  1. Оперативно-тактические  особенности района выезда пожарной части.
  2. Тактико-технические данные  пожарных автомобилей и оборудования.
  3. Схемы боевых развертываний.
  4. Тактические возможности пожарных подразделений.
  5. Уставы, Наставления и указания, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров.
  6. Меры безопасности при несении службы и тушении пожаров.
  7. Закономерности развития пожара и параметры его сопровождающие.
  8. Огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи.
  9. Методику расчета сил и средств для тушения пожара.
  10. Назначение, устройство изолирующих противогазов и средств связи.
  11. Руководящие документы по применению на пожарах, авариях и катастрофах.

6. Что должен уметь начальствующий состав в результате тактической подготовки?

  1. Определять решающее направление боевых действий.
  2. Определять   необходимое   количество сил и средств для тушения пожаров.
  3. Принимать правильное решение по рациональному использованию сил и средств.
  4. Работать со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей.
  5. Уверенно работать в изолирующих противогазах.
  6. Методически правильно готовить и проводить ПТЗ и учения.
  7. Исследовать пожары и боевые действия личного состава.
  8. Оформлять результаты исследований и проводить разбор пожара.
  9. Составлять планы пожаротушения  и расписания выездов пожарной части.
  10. Составлять   инструкции   взаимодействия с другими службами города.
  11. Организовывать контроль за выполнение отданных приказов.
  12. Добиваться строгого и своевременного выполнения приказов и распоряжений.

Оперативно-тактическое изучение района выезда части

Вопросы

Ответы

1. Что включает в себя оперативно-тактическое изучение района выезда

1.Изучение общих особенностей района выезда.

2.Изучение общих особенностей отдельных участков района выезда.

3.Изучение особенностей отдельных зданий и сооружений.

2. С кем проводят занятия по изучению района выезда пожарной части?

  1. С начальниками пожарных частей, отрядов и их заместителями.
  2. С начальствующим составом, занимающимся вопросами пожаротушения в гарнизонах и их заместителями.
  3. С начальствующим составом УГПС, ОГПС на наиболее важных, опасных в пожарном отношении объектах. Занятия проводятся в составе группы и самостоятельно.   Занятия   могут   проводиться в классе и на местности.

3. Что должен изучать начальствующий состав, вновь прибывший в пожарную часть?

  1. Оперативно-тактические особенности района выезда части.
  2. Тактико-технические данные пожарной техники, находящейся на вооружении части.
  3. Тактико-технические  данные техники гарнизона,   прибывающей в данный район по повышенному номеру вызова.
  4. Руководящие документы,  определяющие особенности организации тушения пожаров в районе выезда пожарной части в гарнизоне.
  5. Отдежурить в карауле совместно с начальником части или его заместителем не менее четырех дежурств.
  6. Сдать зачеты на право выезда во главе караула на пожары.

4. Что должен знать

начальствующий

состав при изучении

общих оперативно-

тактических особенностей района

выезда части?

1. Границы района выезда части.

2. Расположение, наименование, характеристику основных транспортных магистралей,  улиц,  переулков,  площадей, порядок нумерации зданий на них.

3. Размещение, характер застройки и общую планировочную структуру жилых микрорайонов и кварталов.

4. Место расположения и общую пожарную опасность наиболее важных промышленных   предприятий, складских, административных, общественных зданий и зданий повышенной этажности.

5. Места хранения сильнодействующих ядовитых, радиоактивных, взрывчатых веществ.

6. Характеристику систем противопожарного водоснабжения района выезда части.

7. Средства связи, сигнализации, которые можно использовать на пожаре.

8. Участки района выезда с ограниченными запасами воды или ее отсутствием, неудовлетворительными подъездами.

9. Оперативную документацию, регламентирующую   организацию тушения пожаров в районе выезда.

10. Порядок взаимодействия со специальными службами.

5 . Что должен знать

начальствующий

состав при изучении

общих оперативно-

тактическихособенностей отдельных участков района выезда части?

1. Планировку кварталов.  Расположениенаиболее    важных и пожароопасныхпромышленных   предприятий, зданийповышенной этажности.

2.   Характер застройки, (плотность, этажность,   огнестойкость,   противопожарные разрывы), состояние дорог.

3.Противопожарное водоснабжение(системы и диаметр водопроводных сетей).

4. Наличие   пенообразователя   и   других огнетушащих веществ.

5. Варианты наиболее выгодного использования пожарной техники и кратчайшие пути прокладки рукавных линий.

6. Целесообразность системы связи,  информации, управления и взаимодействия.

7. Рациональность маршрута следования пожарных автомобилей в различное время суток.

6. Что должен знать начальствующий состав при изучении оперативно-тактических особенностей отдельных объектов?

1.Возможность  привлечения администрации, рабочих и служащих при ликвидации пожара.

2.Наличие и характеристику местных средств тушения.

3.Пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожара.

4. Планировку зданий и сооружений

7. Какой порядок подготовки руководителя к занятию?

1.Определение учебной цели занятия, его содержания, методики проведения; руководителя к занятию.

2.Изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия.

3.Подбор и подготовка наглядных пособий, необходимых для проведения занятий.

4.Согласование организационных вопросов с администрацией объекта.

5.Изучение общих особенностей района выезда части или отдельных участков, объектов, зданий, сооружений в объеме,  определенном содержанием занятия.

6. Разработка плана-конспекта в произвольной форме.

8. Какой порядок

подведения итогов обучения?

1.Кратко напомнить обучаемым цель занятия и как ее достигнуть.

2.Указать положительные стороны и допущенные недостатки.

3.Дать задание на самостоятельную работу.

4.Выслушать замечание  по  противопожарному состоянию объекта.

5.Обсудить с начальствующим составом мероприятия, обеспечивающие успех тушения на данных объектах.

6.Дать указания на корректировку оперативных документов.

Решение пожарно-тактических задач

Вопросы

Ответы

1.   Какие   основные

задачи при решении

1.Научить личный состав ведению боевых действий на пожаре в различных условиях.

2.Формировать моральные и психологические качества устойчивости.

3.Проверить боевую готовность подразделений  пожарной  охраны  и  других сил и средств гарнизона, привлеченных к тушению пожара.

2. Какие основные цели при решении ПТЗ?

1. Тренировать РТП:

  • в оценке обстановки пожара по внешним признакам, умение предвидеть ее изменение;
  • в проведении разведки;
  • в определении РНБД;
  • в выборе средств, способов и приемов тушения;
  • действием по организации встречи и расстановки СиС;
  • рациональному использованию тактических возможностей подразделений.

2. Проверить боевую готовность гарнизонов и подразделений пожарной охраны к ведению боевых действий на пожаре.

3.Отработать взаимодействие между подразделениями гарнизона, администрацией объектов, аварийными и специальными службами города.

4.Подготовить  начальствующий  и личный состав подразделений к тушению пожаров на пожаро - и взрывоопасных объектах в любое время суток.

5.Совершенствовать тактическую выучку командиров отделений и начальников караулов в управлении личным составом при тушении пожаров.

6.Изучить тактические возможности новых видов пожарной техники, пожарно-технического вооружения.

7.Изучить новые огнетушащие вещества, приемы и способы тушения пожаров.

8.Воспитывать у начальствующего   состава морально-волевые качества и психологическую устойчивость

3. Какой порядок подготовки руководителя к занятиям на объекте?

1.Определить место пожара и его обстановку к моменту прибытия подразделений;   руководителя   к   занятиям   на объекте.

2.Возможность   использования   первичных    и стационарных средств пожаротушения.

3.Источники противопожарного водоснабжения, которые могут и должны быть использованы РТП.

4.Расстановку имеющихся сил и средств.

5.Необходимость   вызова  дополнительной помощи.

6.Перечень спасательных работ, работ по эвакуации и защите имущества от проливаемой воды.

7.Место и способы вскрытия и разборки строительных конструкций.

8.Возможный ход дальнейшего развития пожара   с   учетом находящих сил и средств.

9.Меры безопасности.

10. Способы и средства имитации.

4. Что должен определить руководитель занятия на объекте?

1.Место пожара и его обстановку к моменту прибытия подразделений.

2.Возможность   использования   первичных и стационарных средств пожаротушения.

3.Источники    противопожарного    водоснабжения,   которые могут быть использованы руководителем тушения пожара.

4.Расстановку имеющихся сил и средств.

5.Необходимость вызова дополнительных сил и средств.

6.Перечень спасательных работ по эвакуации и защите имущества от проливаемой воды.

7.Места и способы вскрытия и разборки строительных конструкций.

8.Возможный ход дальнейшего развития пожара с   учетом вводимых сил и средств.

9.Меры безопасности.

10. Способы и средства имитации.

5. Какова последовательность проведения занятия?

Если личный состав не знает объекта:

  1. 15-20 минут методом беседы личный состав изучает его оперативно-тактические особенности.
  2. Объявляется тревога, и руководство части вместе с караулом выезжает на объект.
  3. По прибытии на объект личный состав изучает    его оперативно-тактические особенности.
  4. Имитируется обстановка на выбранном участке объекта.
  5. Обучаемому (начальнику караула) дается первая вводная.
  6. Рекомендуется изменять обстановку условного пожара путем перемещения имитационных средств.
  7. После решения пожарно-тактической задачи проводить ее разбор (с начальником караула отдельно).

Если личный состав знаком с объектом:

  1. Руководитель занятия выезжает на объект.
  2. Проводит имитацию условного пожара.
  3. Спрашивает разрешение на ЦППС.
  4. Вызывает караул по тревоге.
  5. По прибытии караула на объект сразу объявляется первая вводная.
  6. Обучаемый приступает к решению ПТЗ.
  7. После решения ПТЗ с личным составом проводится оперативно-тактическое изучение объекта.
  8. После окончания занятия  проводится его разбор.

6. Зачем должен

следить руководитель занятия в процессе его проведения?

1.Правильной организацией и качеством проведения разведки.

2.Правильной оценкой обстановки условного пожара.

3.Определением решающего направления боевых действий.

4.Наиболее целесообразным использованием сил и средств.

5.Четкостью и правильностью отдачи распоряжений.

6.Организацией и взаимодействием между личным составом и администрацией объекта.

7.Правильностью выполнения личным составом требований боевого устава.

Пожарно-тактические учения.

Вопросы

Ответы

1. На что обращается внимание при проведении пожарно-тактических учений?

1.Тактическую грамотность проведения разведки.

2.Определение решающего направления боевых действий на пожаре.

3.Организацию спасания людей и эвакуации имущества.

4.Работу оперативного штаба на пожаре.

5.Тушение  пожара в специфических  и усложненных условиях.

6.Использование тактических возможностей пожарных подразделений.

7.Взаимодействие сил и средств пожарной охраны со специальными службами.

8.Правильность оценки обстановки на пожаре.

9.Своевременность вызова на пожар дополнительных сил и средств.

10. Соблюдение личным составом мер личной безопасности.

11. Правильность действий должностных лиц на пожаре (РТП, НШ, НТ, НБУ),

2. На какие виды подразделяются тактические учения?

1.Тренировочные.

2.Проверочные.

3.Показные.

4.Комплексные.

5.Опытные.

3. Что входит в подготовку руководителя учения?

1.Определить тему и цель учения.

2.Подобрать объект, изучить его оперативно-тактические особенности.

3.Согласовать дату и время его проведения с администрацией объекта.

4.Проанализировать   развитие   и   организацию тушения на аналогичных объектах.

5.Разработать тактический замысел и порядок имитации с учетом возможной обстановки условного пожара.

6.Определить возможную обстановку пожара:

  • по времени его обнаружения;
  • прибытия первого пожарного подразделения;
  • прибытия старшего  оперативного начальника;
  • к моменту локализации и ликвидации пожара.

7.Установить время проведения и продолжительность учения.

8.Определить силы и средства, привлеченные на учения.

4. Что входит в общую часть разрабатываемого плана-конспекта?

1.Тема и учебная цель занятия.

2.Время и дата проведения учения.

3.Наименование объекта и его адрес.

4.Краткая оперативно-тактическая характеристика объекта.

5.Привлекаемые силы и средства.

6.Средства имитации.

7.Фамилии посредников, имитаторов.

8.Перечень учебной и специальной литературы.

5. Что включаете себя методическая разработка?

1.Обоснование тактического замысла, подтвержденного расчетом сил, средств на тушение условного пожара.

2.Элементы обстановки на  определенные моменты времени.

3.Ожидаемые действия, приказания и распоряжения РТП, НШ, НТ, НБУ, НС, ответственного за меры по охране труда. План-конспект подписывается руководителем учения и согласовывается с администрацией объекта.

6. Какие занятия должен провести руководитель занятия с посредниками?

1.Организовать с ними оперативно тактическое изучение объекта.

2.Распределить их по участкам работы (РТП, НШ, НТ, НБУ, НС), и определить обязанности.

3.Ознакомить их с тактическим замыслом и   возможными вариантами его решения.

4.Выдать им выписки из плана-конспекта.

5.Наметить порядок объявления обстановки.

6.Дать указания о порядке применения средств имитации.

7.Обратить внимание на меры безопасности.

7. В чём особенности методики проведения учений?

1.В назначенный день и час руководитель,  посредники и имитаторы выезжают на объект проведения учения.

2. Сверяют время по часам руководителя.

3.Имитируют первоначальную обстановку с помощью обслуживающего персонала до прибытия первого подразделения.

4. Первая вводная должна быть поставлена     представителем     администрации объекта.

5. По этой вводной они обязаны  сообщить в пожарную охрану, организовать встречу   пожарных подразделений и приступить к   тушению первичными средствами пожаротушения.

6. Старший начальник первого прибывшего подразделения, получив информацию принимает решение.

7.  Дальнейшая обстановка в ходе всего учения будет создаваться посредниками на участках работ согласно разработанному тактическому замыслу.

8. Начальствующий состав при необходимости может выявить и уточнить у посредников отдельные положения об обстановке.

9. Руководитель учения и  посредники ведут краткую запись принятых решений, распоряжений и приказаний, при проведении учений.

10. Учение считается законченным, когда все вопросы в полном объеме отработаны.

11. Время окончания учения определяется его руководителем.

8. Какой порядок подведения итогов учения?

Разбор учения проводится в следующей последовательности:

  1. Руководитель напоминает цели и задачи учения, коротко раскрывает содержание тактического замысла.
  2. Представитель объекта докладывает о действиях обслуживающего персонала объекта в ходе учения.
  3. Первый РТП докладывает об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях  и  ходе  выполнения поставленных задач, отмечает положительные стороны и недостатки.
  4. Действия первого РТП и последующих РТП уточняют посредники.
  5. По решению руководителя докладывают последующие РТП или только их посредники.
  6. Руководитель учения дает оценку работы всех участников учения, делает общие выводы о работе начальствующего состава и дает указания по устранению недостатков, выявленных в ходе учения.

Групповые упражнения

Вопросы

Ответы

1. Что достигается проведением групповых упражнений?

  1. Углубление знаний начальствующего состава по вопросам теории и практики тушения пожаров в различных условиях.
  2. Выработка у начальствующего состава:
    • организаторских способностей;
    • единства в понимании положений профессиональных навыков в постановке задач и отдачи приказаний;
    • профессиональных навыков в постановке задач и отдачи приказаний;
    • умения составлять оперативную документацию;
    • тактических возможностей пожарной техники и вооружений;
    • умения проводить необходимыерасчеты.
      1. Отработка и совершенствование у начальствующего состава навыков в выполнении обязанностей РТП, НШ, НТ, НБУ.
      2. Умение принимать решение на ведение боевых действий и организовывать выполнение.

2. Какие вопросы отрабатываются в групповых упражнениях?

  1. Организация и ведение разведки пожаров.
  2. Оценка обстановки пожаров и определение решающего направления боевых действий.
  3. Принятие решений на боевые действия по тушению пожара.
  4. Организация работы штаба, тыла и связи на пожаре.
  5. Организация взаимодействия с администрацией объекта, службами города.
  6. Расчет сил и средств  для тушения пожара.

3. Что входит в подготовку руководителя занятия?

  1. Уяснить тему занятия.
  2. Определить учебную цель.
  3. Определить   количество   занятий,   их продолжительность, учебные вопросы, состав учебных групп.
  4. Изучить учебную, специальную литературу, инструкции, приказы.
  5. Подобрать объект и изучить его оперативно-тактические особенности.
  6. Подготовить   необходимые  методические пособия.
  7. Подобрать примеры тушения и изучения пожаров.
  8. Разработать тактический замысел упражнения.
  9. Разработать задание для самостоятельной подготовки к групповому упражнению.

4. Какой порядок проведения занятия?

При отработке вопроса руководитель занятия должен:

  1. Объявить оперативное время, в которое предстоит действовать обучаемым.
  2. Определить, в роли какого должностного лица будут действовать обучаемые.
  3. Сообщить обучаемым место их нахождения, определить, какими средствами, наглядными  пособиями  они располагают.
  4. Указать, что известно об оперативной обстановке,   объекте, районе выезда части, о действиях аппарата и подразделений пожарной охраны.
  5. Информировать о действиях сил и средств,  участвующих в  выполнении (решении) данной задачи.
  6. Потребовать доклад о предстоящих действиях обучаемых в роли определенного должностного лица.

5. Какой порядок разбора группового упражнения?

1.Проведение разбора начинается с повторения темы занятия и коротко очерчивается круг  основных вопросов, а также напоминается учебная цель занятия.

2.К установленному времени один из участников каждой группы записывает свои полученные данные  в  таблицу, заранее подготовленную  руководителем на учебной классной доске.

3.Руководитель занятия выслушивает решения,  принятые в 3 - 4 группах (РТП, НШ, НТ) каждого по своему вопросу и выполняемым обязанностям.

4.Доклады обучаемых или их ответы на вопросы не рекомендуется прерывать.

5. Выслушав их ответы,  предлагается участникам   занятия внести дополнения, поправки, уточнения и после этого представить эталонный вариант решения задачи, который сравнивается с решением в подгруппах.

6. Не следует навязывать своего решения, сковывать инициативу обучаемых конечным решением.

Разбор пожаров

Вопросы

Ответы

1. Какова цель раз бора пожара?

1.Анализ противопожарного  состояния объекта, где произошел пожар и его оперативно-тактических особенностей, причин возникновения и особенностей развития пожара.

2.Анализ боевых действий подразделений пожарной охраны.

3.Анализ положительных сторон и  недостатков в профилактической работе и руководстве тушения пожара, уровне службы и боевой подготовке пожарных частей   гарнизона,   новых   приемов   и способов тушения пожара, использование огнетушащих средств, пожарной техники и средств связи.

4.Анализ случайных явлений и событий, происшедших при развитии и тушении пожара, причем происшедших в случайности, решение вопросов мер безопасности.

5.Разработка   мероприятий,   направленных на предупреждение подобных пожаров и устранение недостатков, имевших место при их тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

2. С кем и в какие сроки проводится разбор пожаров?

  1. После его исследования отдельно с начальствующим составом гарнизона (части,   отдела) и с личным составом, участвующим в тушении пожара.
  2. С   начальствующим составом гарнизона (части, отдела).
  3. В масштабе гарнизона разборы пожаров должны проводиться не менее одного раза в полугодие, а   по особо сложным, характерным пожарам - в течение 15 дней после окончания исследования.
  4. Разбор пожаров с начальствующим составом дежурных служб пожаротушения и аппаратов УПО ОПО проводится ежеквартально по описаниям и информационным письмам.
  5. В отрядах разборы пожаров проводятся не реже одного раза в месяц в часы, отведенные на служебную и боевую подготовку.
  6. Все пожары, произошедшие в районах выезда пожарной части, должны быть разобраны со всем личным составом дежурным караулом в течение 5 дней.
  7. С личным составом дежурного караула, принимавшим участие в тушении пожара, как правило, разбор проводит начальник караула, в других караулах разбор проводит начальник части и его заместитель.

3. Что необходимо для разбора?

1. Определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разборов.

2. Подготовить наглядные пособия (плакаты, схемы, чертежи, таблицы, фотографии ...).

4. Какой порядок разбора пожаров с начальствующим

составом?

1.Руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара.

2.Знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта его противопожарным   состоянием и причиной возникновения пожара.

3.Руководитель  с  помощью  наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара.

4.В последовательности, как это было на пожаре,  зачитывает краткие доклады первого и последующих РТП, НШ, НТ, НБУ.

5.Выступает присутствующий на занятиях   начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

6.В целях улучшения динамичности разборки пожаров он может проводиться без заслушивания докладов должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НБУ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

7. На одном занятии могут быть разобраны 2 - 3 характерных пожара, возникших в гарнизоне области, края, республики, страны.

Стажировка начальствующего состава

Вопросы

Ответы

1.   Какая   цель  стажировки начальствующего состава?

Стажировка начальствующего состава является одной из форм совершенствования тактического мастерства, целями которой является:

  1. Повышение  уровня  тактических  знаний.
  2. Приобретение и закрепление практических навыков, необходимых для успешного тушения пожара.
  3. Отработка практических навыков принятия управленческих решений, необходимых для успешного тушения пожара.
  4. Более глубокое усвоение нормативных документов.
  5. Изучение передового опыта организации службы, подготовки и боевой работы пожарных подразделении

2. Кто обязан проходить стажировку?

1.Начальствующий состав, зачисленный в резерв   кадров на выдвижение по должности сотрудников службы пожаротушения.

2.Вновь назначенные сотрудники РПТ в соответствующей должности.

3.Начальствующий состав, привлекаемый для подмены штатных сотрудников СПТ.

4.Начальствующий состав, привлекаемый для дежурства во внештатныхоперативных группах.

Продолжительность и периодичность стажировки не менее одного раза в 5 лет в течение 15 суток.

3. Что обязаны сделать лица, организующие стажировку?

1.Определить и назначить руководителя стажировки.

2.Провести собеседование со стажером по изучаемым вопросам.

3.Контролировать работу руководителей стажировки и стажеров.

4.Утверждать отзыв по итогам стажировки.

5. Подготовить отзыв о работе стажера.

4. Что обязан сделать руководитель стажировки?

  1. Разработать и утвердить план-задание на стажировку и направить стажеру за 30 дней до ее начала.
  2. Совместно со стажером разработать индивидуальный план стажировки и утвердить его.
  3. Ознакомить  стажера  с  его  функциональными обязанностями.
  4. Осуществлять контроль за ходом выполнения плана стажировки.
  5. Подготовить отзыв о работе стаж

5. Какие обязанности лиц, проходящих стажировку?

  1. До выезда на стажировку самостоятельно готовиться по всем вопросам, изложенным в плане задании.
  2. Выполнить в установленные сроки, предусмотренные этим планом задания.
  3. Принимать участие в проведениях по месту стажировки служебных и оперативных совещаниях, и занятиях по служебной и боевой подготовке.
  4. Вести учет проделанной работы.
  5. По прибытии на стажировку пройти собеседование по знанию руководящих документов.

6. Что должно быть отражено в индивидуальном плане?

1.Участие в руководстве тушения пожаров.

2.Разработка и осуществление мероприятий, направленных на успешное тушение пожаров.

3.Проверка службы и подготовки в пожарных подразделениях.

4.Организация и проведение мероприятий по совершенствованию боевой подготовки личного состава.

5. Разработка, корректировка и практическая   обработка   оперативной   документации.

6.Ознакомление и изучение вопросов мер безопасности при организации тушения пожаров.

7.Подготовка и проведение тактических занятий и учений.

По результатам стажировки проводится зачет, выставляются оценки, и пишется отзыв.

Школа повышения оперативного мастерства начальствующего состава

Вопросы

Ответы

1. Какие основные задачи школы повышения оперативного мастерства?

1.Совершенствование      профессиональных знаний работников пожарной охраны.

2.Повышение у начальствующего состава штабной «культуры», уровня теоретических знаний и практических навыков.

3.Совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами на пожаре.

4.Обучение  начальствующего состава умению быстро производить расчет сил и средств и расстановка их с использованием эффективных схем боевого развертывания.

5.Совершенствование навыков у начальствующего состава в организации обучения и воспитания подчиненных.

6.Повышение служебного мастерства работников по линии их специализации.

2. Какой порядок организации учебной работы?

1.Состав учебных групп определяется отделом службы и подготовки и объявляется приказом начальника гарнизона.

2.Занятия проводятся в классах тактической подготовки, кабинетах передового опыта, на базе учебных подразделении.

3.Тематика занятий  определяется особенностями и условиями работы гарнизонов пожарной охраны, а также с учетом результатов анализа оперативно-служебной деятельности.

4.Тематические планы и расписания занятий разрабатываются и утверждаются УГПС, ОГПС.

5.Основной формой обучения начальствующего состава должны быть практические занятия (решение ПТЗ, учения, разбор характерных пожаров).

6.Для проведения занятий в школе привлекаются   наиболее подготовленные работники аппарата УГПС, ОГПС.

7.Каждый слушатель в течение учебного года обязан составить реферат или выполнить индивидуальное задание.

8.По выполненной работе дается заключение в форме рецензии.

9.В конце учебного года со слушателями школы рекомендуется проводить групповые упражнения (деловую игру).

10.После прохождения всего курса обучения комиссия по заранее разработанным билетам принимает от обученных зачеты.

Психологическая подготовка сотрудников ГПС

Вопросы

Ответы

1. Дайте определение психологической подготовки личного состава?

Это целенаправленный и социально организуемый процесс формирования у личного состава подразделений пожарной охраны психологической устойчивости к экстремальным условиям при тушении пожаров, обеспечивающей высокоэффективную его деятельность.

2. Какие основные задачи психологической подготовки?

  1. Вооружение необходимыми знаниями в области психологической характеристики деятельности личного состава подразделений при тушении пожара.
  2. Формирование функциональной надежности психики и эмоционально-волевой устойчивости личного состава подразделений к воздействию стресс-факторов и их сочетаний при тушении пожара.
  3. Предупреждение возможных изменений психических состояний и ошибочных действий при выполнении личным составом подразделений боевой задачи.
  4. Выработка постоянной внутренней готовности к индивидуальным и, в особенности, к групповым боевым действиям по спасанию людей и тушению пожаров в любой обстановке.

3. Что входит в этапы психологической подготовки боевого расчета?

1.Решение проблем и трудностей взаимодействия.

2.Действие боевого расчета в условиях постоянного наращивания сложности боевой обстановки.

3.Формирование умения действовать гибко в любых условиях.

4. В чем особенности основных элементов организации

психологической

подготовки?

  1. Определение   содержания    и    оптимального объема психологической подготовки с учетом специфики охраняемых объектов.
  2. Выявление и реализация возможностей всех звеньев учебно-воспитательного процесса в осуществлении психологической подготовки.
  3. Целеустремленное и комплексное планирование психологической подготовки,  материально-техническое  и  методическое обеспечение ее эффективного проведения.

4.Организация   контроля  и  оценка  результатов   психологической   подготовки.

5.  Что  включает  в себя     материально-техническая       база психологической подготовки?

1.Комплекс различных средств наглядности:  альбомы, диафильмы, слайды, кино- и видеофильмы, магнитофонные записи, схемы, плакаты.

2.Специальные термокамеры для психологической подготовки в аудиторных условиях.

3.Учебно-тренировочный комплекс специальной   психологической   подготовки: психологические (огневые) полосы, тренировочные городки, площадка для эмоционально-волевых упражнений.

4. Учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объекты, их модели или фрагменты

6. Что должно формироваться у обучаемых в ходе регулярных занятий?

  1. Качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданностям, выносливости, находчивости, расчетливости.
  2. Устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам.
  3. Быстрота мышления, ориентировки  и реакции на изменение обстановки их возможных боевых позициях и участках работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожара.

4.Наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях.

5.Некоторые профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях.

7. Что необходимо учитывать при создании психологических полос?

  1. Воспроизведение наиболее специфичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности.
  2. Возможность варьирования последовательности преодоления препятствий и конкретных ситуаций, устраняя их стандартности и сохраняя фактор неожиданности при повторных прохождениях полос - одним и тем же обучаемым.
  3. Возможность последующего коллективного разбора действий обучаемых на полосе.
  4. Максимальная дешевизна изготовления и многократное использование полос, их унификация.

8.  Какие существуют основные учебно-планировочные позиции психологической полосы?

1.Горящий и задымленный лабиринт.

2.Мостик над открытой емкостью с горящей жидкостью.

3.Учебная башня.

4.Открытая емкость с горящей жидкостью.

5.Высотная эстакада с горящими оконными проемами на уровне первого и второго этажей.

6.Фрагмент жилого дома.

7. Задымленные трубы.

9. Что должен знать РТП в результате психологической подготовки?9. Что должен знать РТП в результате психологической подготовки?

  1. Психологическую характеристику деятельности личного состава подразделений пожарной охраны на боевом дежурстве и при тушении пожаров.
  2. Психологическую характеристику деятельности РТП.
  3. Психологию выработки решений на боевые действия подразделений пожарной охраны.
  4. Психологию организации исполнения принятых решений на боевые действия подразделений пожарной охраны.

10. Что должен уметь РТП в результате психологической подготовки?

  1. Привести себя в состояние боевой активности по руководству тушением пожара.
  2. Регулировать свое психическое состояние и положительно влиять на психическое состояние подчиненных.
  3. Правильно и своевременно принимать решения и обеспечивать их реализацию в экстремальных условиях обстановки.
  4. Привести свое психическое состояние и состояние подчиненных к готовности выполнять основную боевую задачу после тушения пожаров.

11. Какие четыре направления специальной теоретической психологической подготовки?

  1. Общие основы психологии тушения пожаров.
  2. Психологические основы руководства тушение пожара.
  3. Психологические основы профессионального отбора личного состава пожарной охраны.
  4. Методика психологической подготовки личного состава пожарной охраны.

12. Какие организационные формы психологической подготовки РТП?

  1. В аудиторных условиях на специальных тренажерах.
  2. Практическая тренировка на специальных психологических полосах.
  3. Практическая тренировка в специальных термодымокамерах.
  4. Практическая  тренировка  в  полигонных условиях по руководству тушением  моделируемых  и  экспериментальных пожаров.

Изучение пожаров

Вопросы

Ответы

1. Из каких разделов состоит инструкция?

  1. Исследование пожаров.
  2. Составление описания пожаров.
  3. Разбор пожаров.
  4. Анализ боевых действий подразделении пожарной охраны.

2. Какие пожары подлежат исследованию?

Исследованию подлежит каждый пожар, независимо от:

1.Размеров пожара.

2.Количества работающих подразделений.

3.Величины причиняемого ущерба.

3. Кому поручается исследовать пожар?

Лицам среднего и старшего начальствующего состава:

1.Не участвующим в тушении пожара.

2.Не обслуживающим объект в профилактическом отношении.

3.Привлекаются специалисты научных учреждений.

4. Какие пожары поручаются исследовать руководителям или начальникам отделов?

1.С особо крупным материальным ущербом.

2.С групповой гибелью людей.

3.Представляющие практический или научный интерес.

4.Где применялись новые приемы и способы тушения.

5. Когда начинается исследование пожаров?

Исследование начинается с момента прибытия первого подразделения

1. Принятие мер к сохранению причины пожара.

2. Своевременное изъятие вещественных доказательств.

3. Получение сведений от администрации и лиц, обнаруживших пожар или тушивших его.

6. Что анализируется в ходе исследования?

1.Организация тушения пожара.

2.Действия подразделений пожарной охраны.

3.Действия администрации и работников объекта.

4.Процессы и параметры развития пожара.

5.Причины и условия распространения огня и дыма.

6.Особенности поведения строительных конструкций.

7.Работа по спасанию людей, эвакуации животных, имущества.

8.Эффективность использования  техники, огнетушащих веществ, средств связи.

9.Эффективность использования автоматики тушения, извещения, дымоудаления.

7. Какие существуют пути исследования пожара?

  1. Регистрация всех событий на пожаре во времени.
  2. Детальный осмотр с замерами, фотосъемкой.
  3. Составление различных схем.
  4. Собеседование с лицами, участвовавшими в тушении.
  5. Изучение технологического процесса.
  6. Изучение оперативных документов.
  7. Анализ предписаний, инструкций, материалов последней проверки.
  8. Проверка оперативных возможностей подразделений.

8. Из каких разделов состоит описание пожара?

1.Сводные данные о пожаре (карточка учета пожара).

2.Пояснительная записка, которая состоит из:

  • характеристики объекта;
  • противопожарного состояния объекта до пожара;
  • характеристики охраны объекта;
  • времени возникновения и развития пожара;
  • действий всех лиц, участвующих в тушении пожара.

3.Выводы и предложения, принятые меры:

  • причины, приведшие к пожару;
  • степень виновности работников пожарной охраны;
  • предложения  по  исправлению  недостатков или внедрение передовых мер по тушению.

4.Приложения:

  • совмещенный график;
  • схемы тушения пожара;
  • фотоснимки.

9.    Какой   порядок разбора пожара?

  1. Анализ противопожарного состояния объекта, причин возникновения и особенностей развития пожара.
  2. Анализ положительных и отрицательных сторон в профилактической работе, повлиявших на тушение пожара.
  3. Анализ организации тушения пожара от первого до последнего РТП.
  4. Разработка  мероприятий  по  устранению имеющихся недостатков.
  5. Обобщение  и  распространение  положительного опыта.

10. Какие основные

вопросы анализа боевых действий подразделений пожарной охраны?

1.Выбор объекта анализа.

2.Определение времени анализируемого объекта.

3.Статистика в целом и по промежуткам времени.

4.Определение направлений анализа.

5.Сравнение   анализируемых   направлений.

6.Статистика выбранного направления.

7.Определение   причин   неудовлетворительного состояния данного направления.

8.Выводы  на  основании  определенных причин

9.Предложения по выводам.

10.Приказ по управлению, главку, министерству.

СОКРАЩЕНИЯ

АЦ

АГВП

АГПТ

АН

АНР

АСР

АТС

ВВ

ГГ

ГДЗС

ГЖ

ГО

ГПС - 600

ГПС

ГСМ

ДПД

ЛВЖ

МВС

МГА

МКО

ММФ

МПС

МРФ

НБУ

НРТ

НС

НТ

НШ

ПЛСК

ПО

ПТВ

РВ

РВС

РНБД

РТП

СВПЭ

АХОВ

СИЗОД

СиС

СПТ

СУГ

ЦППС

ЦУС

автоцистерна

автомобиль газоводяного тушения

автомобиль газопорошкового тушения

автонасос

автомобиль насосно-рукавный

аварийно-спасательные работы

автоматическая телефонная станция

взрывные вещества

горючие газы

газодымозащитная служба

горючая жидкость

гражданская оборона

генератор пены средней кратности

Государственная противопожарная служба

горюче-смазочные материалы

добровольная пожарная дружина дыхания

легковоспламеняющаяся жидкость

метр водяного столба

Министерство гражданской авиации

машинно-котельное отделение

Министерство морского флота

Министерство путей сообщения

Министерство речного флота

начальник боевого участка

насадок распылительный турбинный

начальник связи

начальник тыла

начальник штаба

пожарный лафетный ствол комбинированный

пенообразователь

пожарно-техническое вооружение

радиоактивные вещества

резервуар вертикальный сварной

решающее направление боевых действий

руководитель тушения пожара

ствол воздушно-пенный эжекторный

аварийно-химическоопасные вещества

средства индивидуальной защиты органов дыхания

сил и средств

служба пожаротушения

сжиженные углеводородные газы

центральный пункт пожарной связи

центр управления и связи

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

2. Реферат Тактическая подготовка спортсмена. Виды, задачи, средства тактической подготовки

3. Реферат Организация и методика обучения рабочих кадров в системе повышения квалификации центрах подготовки новых рабочих кадров в условиях производства

4. Реферат Методика технической подготовки волейболистов 16-18 лет

5. Реферат Методика подготовки к прохождению оценивания умений чтения в рамках единого государственного экзамена

6. Реферат Планирование и организация подготовки производства

7. Реферат Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений

8. Реферат Организация занятий лыжным спортом в ДЮСШ в группе начальной подготовки

9. Реферат Технологическая карта урока. Методика подготовки к проектированию урока (учебного занятия)

10. Реферат Организация и методика проведения театрализованной игры в ДОУ