Работа по социальной реабилитации детей

Работа добавлена: 2016-10-15





Работа по социальной реабилитации детей на http://mirrorref.ru

Вопрос 20

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально – педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий: · Социально – педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения; · Социально – педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения; · Социально – педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечительства родителей; · Социально – педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения; Богатое и многогранное по своему содержанию понятие «реабилитация» ранее использовалось преимущественно в медико-социальном аспекте, поэтому некоторые современные исследователи отождествляют реабилитационную педагогику с лечебной и коррекционной педагогикой.

Специфика реабилитационной педагогики настолько сложна и неоднозначна, что не позволяет пока выделять ее в самостоятельную педагогическую отрасль. Как учебная дисциплина она включает много дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, и даже самого предмета реабилитационной педагогики и понятия "педагогическая реабилитация".

Реабилитационная педагогика -это научное направление , объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания и, хотя, ему уже более 200 лет, теоретическая область реабилитационно-педагогической деятельности находится сегодня лишь в стадии формирования.

Интенсивное развитие в последнее время этой новой научной и учебной дисциплины в России обусловлено рядом причин:

Усиление внимания к психолого-педагогическому и социально-педагогическому аспектам реабилитации связано во многом с оформлением социальной педагогики как самостоятельной науки.

Содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается в научных исследованиях либо как процесс, либо как комплекс, система мер (педагогических, психологических, медицинских, социальных) или их результат , направленных на помощь ребенку стать полноценной , социально полезной личностью. (Жданова М.А, Б.Н. Алмазов, Н.А. Баранова, С.А. Вайзман, Морозов В.В., Беличева С.А.). Накопившиеся в данной области эмпирические и теоретические знания требуют осмысления и систематизации.

На наш взгляд, особенно важно для дальнейшего развития этого направления, "новое прочтение" теории и практики социально-педагогической деятельности А.С.Макаренко. Разработанная им высокотехнологичная система воспитания, направленная на преодоление подростковой дезадаптации, безусловно, может служить одним из основных источников решения проблем реабилитации детства.

Странно, но даже в свете последних государственных устремлений на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью, реальный опыт «безрецидивной» педагогики Макаренко, его гениальный социально-педагогический эксперимент ресоциализации «трудных» подростков остаются без должного внимания.

Незнание подлинного опыта Макаренко и его теоретических работ, посвященных проблемам воспитания и перевоспитания ведет к тому, что у многих специалистов, осуществляющих социально-педагогическую реабилитацию (а это, в основном, сотрудники учреждений социальной сферы ) имя Макаренко ассоциируется с воспитательной работой в массовой советской школе и исправительных учреждениях для правонарушителей, построенной на коммунистической идеологии.

За основу процесса реабилитации сегодня берется индивидуально-психологический подход (в соответствии с западными теориями социальной работы), панацеей считаются индивидуальные консультации психолога, социально-педагогические тренинги и ролевые игры.

А ведь Макаренко один из первых указывал на то, что неверно видеть причины социальной дезадаптации только в личностных особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многолетние отечественные исследования также доказывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости коллектива, отчуждением от основных институтов социализации. В соответствии с этим, основная задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как «восстановление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации».

Сегодня особенно актуально проанализировать с новых ценностных позиций социально-педагогическую технологию перевоспитания А.С.Макаренко, реабилитационный потенциал которой не использован в должной мере в современных моделях ресоциализации, применяемых в социально-реабилитационных учреждениях.

Основой, созданной им воспитательной системы служила педагогически организованная среда жизнедеятельности подростков, направленная на социальное оздоровление человека (духовное, нравственное, физическое), где главную реабилитационную функцию выполнял воспитательный коллектив.

А то, что провозглашается сегодня основными принципами реабилитационной работы и осуществляется на практике, по сравнению с опытом Макаренко выглядит явно невыразительно и мелкомасштабно:

Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе, общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую Сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании

Подростка с девиантным поведением представления о его нежности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение и переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности Бичи ости, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; наделение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

· профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

· медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условиях проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

· формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

· выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

· психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

· содействие в возвращении в семью;

· обеспечение возможности получать образование, нормали но развиваться;

· забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное.на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Работа по социальной реабилитации детей на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Проблема социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

2. Словарная работа в детском саду: работа воспитателя по обогащению, уточнению, закреплению и активизации словаря детей в повседневной жизни и на неречевых занятиях

3. Психолого-педагогические факторы успешного процесса комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи

4. Организация инклюзивного досуга детей в аспекте деятельности специалиста по социальной работе

5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

6. Экспериментальная работа по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием

7. Изучение основных аспектов влияния циклических локомоций на повышение двигательной активности детей в условиях Центра социальной помощи

8. Опытно-экспериментальная работа по выявлениюсодержания хозяйственно - бытового труда для детей подготовительной к школе группы с выделением ведущей воспитательной задачи

9. Основные модели социальной работы. Количественная методология социальной работы. Социологическая оценка эффективности социальной работы

10. Институт органов социальной работы как составная часть государственной системы социальной защиты населения