Понятие о методах, средствах и формах воспитания, классификация методов воспитания

Работа добавлена: 2016-09-26





Понятие о методах, средствах и формах воспитания, классификация методов воспитания на http://mirrorref.ru

50. Понятие о методах, средствах и формах воспитания, классификация методов воспитания.

Авторadmin

Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приёмы воспитательной работы, которые используются в процесс организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них таких компонентов личностных качеств как потребностно-мотиварионная, интеллектуально-чувственная, поведенческо-волевая сферы, а также для коррекции и совершенствования их поведения.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. При определении этого понятия следует исходить из того, что воспитание осуществляется только в деятельности и общении. При этом проявляется активность учащихся, формируются и реализуются потребности и мотивы их поведения. В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский. Он утверждал, что личность формируют 4 «деятеля», оказывающие влияние на ее сознание, чувства и поведение. Такими «деятелями» Ушинский считал игру, труд, учение и общение.

Подсредствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности (морально-этическую, экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания. Например, средствами метода убеждения выступают разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время, классные часы, диспуты, викторины, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, встречи с известными людьми и т.д.

Приёмы воспитания – это частное проявление метода воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру. Например, приёмами использования метода убеждения являются музыкальное сопровождение беседы с целью создания определенного эмоционального настроя у учащихся; приёмом метода осуждения может служить обращение к нему учителя на Вы.

Методы, приёмы и средства воспитания получают свою логическую и конструкционную завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Методы воспитания, как отмечалось выше, отражают внутреннюю процессуально-инструментальную сторону воспитания, аорганизационные формы воспитания представляют собой внешнюю сторону процесса воспитания, которая характеризуется определенным пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкций, последовательностью этапов, определенным содержание и функциональной спецификой. Например, формами воспитания являются классные часы, информационные часы, конкурсы, викторины, читательские конференции, художественно-эстетические экскурсии и т.д.

Академии И.Ф. Харламов сформулировал общие методы воспитания, устанавливая их определенную привязку к формированию соответствующих компонентов личностных качеств – потребностно-мотивационному, интеллектуально-чувственному и поведенческо-волевому. В соответствии с этим он подразделил методы воспитания на основные и вспомогательные:

-----основные-----

1. Метод убеждения

2. Метод положительного примера

3. Метод упражнения

-----Вспомогательно-коррекционные-----

4. Метод одобрения

5. Метод осуждения

6. Метод требования

7. Метод контроля

8. Метод переключения на др. виды деятельности

Г.И. Щукина предложила классифицировать выше названные методы на основе их направленности на формирование сознания, поведения учащихся и стимулирования их деятельности:

1. Методы формирования знания личности (метод убеждения, метод положительного примера, метод требования)

2. Методы организации деятельности учащихся и формирования у них опыта общественного поведения (метод упражнения, метод переключения)

3. Методы стимулирования поведения деятельности ребенка (метод одобрения, метод осуждения, метод требования, метод положительного примера).

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи РБ в качестве ведущего на современном этапе метода воспитания указывается метод воспитывающих ситуаций суть которого заключается в формировании обстановки системы отношений, которые вынуждали бы ребенка или коллектив совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников).

51. Основные методы воспитания (по И.Ф. Харламову), их сущность и психолого-педагогические механизмы воздействия на учащихся.

Авторadmin

Под методами воспитания следует пони¬мать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведе¬ния, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирова¬ния личностных свойств и качеств.

Убеждение как важнейший метод воспитания

Убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности.

Психологической основой этого метода является принцип опережа¬ющего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить.

Метод положительного примера

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использо-вании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у уча-щихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершен-ствованию своих личностных свойств и ка¬честв и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.

Метод упражнений (приучения)

под методом упражнений (приучения) пони¬мается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведе¬ния. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек пове¬дения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызываю¬щие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образо¬вания навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний.

Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирова-ния у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях дея-тельности и поведения обсто¬ятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:

а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся по¬требности в том или ином виде деятельности,

б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствую¬щими зна-ниями (развитие сознания),

в) практический показ действия по решению поставленной задачи,

г) организация первоначального воспроизведения учащимися показан них действий (образцов поведения),

д) последующая, тренировка в совершенствовании и закреплении спосо¬бов дея-тельности и поведения,

е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организу¬емых уп-ражнений,

ж) напоминание и контроль за поведением.

Методы одобрения и осуждения

Что же следует понимать под методами одобрения и осуждения? Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, поло¬жительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в не-одобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые проти¬воречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступа¬ют те внутрен-ние противоречия и переживания, которые возника¬ют у учащихся при их применении.

Существуют классификации методов воспитания по различным

основаниям:

- по источникам познания (словесные, практические, наглядные);

- на основе структуры личности (методы формирования сознания,

методы формирования поведения, методы формирования чувств и

стимулирования);

- по степени продуктивности (объяснительно-иллюстративные,

проблемные, частично поисковые, исследовательские) и др.

Методы воспитания также можно разделить на четыре группы:

1. Методы убеждений.

2. Методы упражнений (приучений).

3. Методы стимулирования деятельности.

4. Методы самовоспитания.

3. Методы убеждений.

Убеждения - сознательное восприятие ребенком некоторых

нравственных ценностей, что влияет на выработку отношений и формирует

личные взгляды, убеждения, идеалы. Убеждения реализуются через

различные методы и приемы (разъяснение, совет, наставление, увещевание),

воздействует на сознание, чувства и волю детей.

Рассказ - изложение фактов и событий, имеющих яркое

эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. Здесь необходимо

вызвать положительную ответную реакцию, но избегать нравоучений.

Беседа - это диалог между учителем и детьми, опирается на

чувственный опыт детей, на их знания. Активизация восприятия может

усиливаться при помощи наглядности, вопросов, занимательности и т.д.

Пример - в своем стремлении стать взрослым ребенок берет в качестве

образца для подражания пример старших. Подражание носит избирательный

характер и зависит от эмоций, симпатий, привязанностей, от склонностей

ребенка к какому-либо человеку. Изолировать ребенка от отрицательных

влияний окружающей среды невозможно, поэтому необходима

просветительская деятельность со стороны учителя и родителей.

11

Отрицательный опыт окружающих людей необходимо использовать для

сравнений, с целью развития сознательного поведения, умения

противопоставить и отстоять свое “я”. Характер подражательности меняется

с возрастом. Ребенок для подражания обычно выбирает себе готовые

образцы с притягательным внешним оформлением, у подростков подражание

носит уже избирательный характер.

Внушение - некритичное принятие ребенком желаний, идей,

установок, которые предлагают взрослые. Эффект внушений зависит от

авторитета воспитателя, его духовных ценностей и установок. В ситуации

неопределенности и напряжения внушение является очень эффективным

средством. Особенно его ценность возрастает, когда оцениваются и

сравниваются поступки и действия детей.

Требования - способ непосредственного побуждения ребенка к

поступку или действию. Требование включает в себя осознание

противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития ребенка.

Это вызывает потребность в работе над собой, желание достигнуть цель.

Средства этого метода: просьба, указание, распоряжение. В зависимости от

психологических особенностей детей форма подачи требований меняется:

одному необходимо предъявлять их в категоричной форме, другому -

достаточно сделать намек. От манеры предъявления требований у детей

возникает разная ответная реакция.

Требования должны опережать развитие личности, а также переходить

в требования ребенка к самому себе.

Требования по форме предъявления бывают:

- прямые (приказ, указание, предписание);

- косвенные (просьба, совет, намек).

По признаку эмоционально-психологической направленности

требования различаются:

а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба,

одобрение, выражение доверия);

б) требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза,

распоряжение, выражение недоверия);

в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, условное

требование, требование в игровом оформлении).

Общественное мнение - является отражением коллективного

требования. Воспитатель должен стремиться, чтобы его требование

переросло в требование детского коллектива к самому себе.

4. Методы упражнений (приучений).

А.С.Макаренко писал, что воспитание представляет собой

упражнение в правильном поступке.

Упражнение - многократное повторение поступков с осознанием цели

и результатов. В процессе жизни у ребенка вырабатываются привычки,

развивается творческий подход к решению жизненных ситуаций. Это влияет

на умственное развитие. Воспитателю необходимо разъяснять сущность и

12

значение того качества, которое воспитывается; показывать различные пути к

разрешению задач, объяснять яяяяяяяи вскрывать причинно-следственные связи.

Главное, уметь заставить детей посмотреть на себя глазами взрослых. Для

этого используются игровые ситуации, при которых участники меняются

своими ролями и лучше вникают в суть происходящих явлений. Так

вырабатываются самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины.

Поэтому назидания и поучения здесь часто не срабатывают. А начинать

воспитание детей нужно, прежде всего, с режима и порядка в делах, в труде.

Приучение - организация регулярного выполнения детьми действий,

которые становятся привычными формами поведения. Привычка может и

должна стать качеством личности. Приучение состоит из следующих

действий: показ и закрепление с повтором действия. Функцию упражнения и

приучения выполняет режим дня. Это формирует внутренний динамических

стереотип, который лежит в основе образования привычек, навыков. Учитель

может организовывать упражнения и приучение в форме проблемных

ситуаций, которые в игровых действиях разрешаются детьми.

Доверие - основано на том, что поведение человека часто зависит от

ожидания окружающих его людей. Чем значимее личность для ребенка, тем

сильнее действует ее влияние. Недоверие гасит желание ребенка.

Создание воспитывающих ситуаций - ученик ставится в условия

свободного выбора и сам определяет любой вариант разрешения ситуации.

Учитель может организовать управление в форме проблемных ситуаций,

которые затем разыгрываются и разрешаются детьми.

Контроль - наблюдение за деятельностью ребенка с целью

побуждения его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное

наблюдение, индивидуальные беседы, отчеты детей.

Переключение - с целью отвлечь ребенка от вредной деятельности

взрослые переключают внимание ребенка на другой объект, возбуждая новые

переживания и установки.

5. Методы стимулирования деятельности.

Постановка перспективы - это создание настроения радости и

ожидание поощрения в результате планируемой деятельности. Для

коллектива используется перспектива “завтрашней радости” (по

А.С.Макаренко), поскольку это создает ожидание и побуждает к напряжению

сил в движении к достижению перспективы.

Поощрение - выражение положительной оценки за поступок ребенка,

что вызывает удовлетворение ребенка своей деятельностью.

Соревнование - повышает активность ребенка, предполагает

гласность, помощь отстающим, равнение на передовых. При соревновании

учитель вырабатывает общий стандарт оценки результатов, которые

обязательно предъявляются детям. Дети заранее знают критерии в

подведении итогов результатов их деятельности; им предлагаются известные

способы достижения цели, или же они действуют через собственные пути в

достижении своих целей.

6. Методы самовоспитания.

Самовоспитание связано с ситуациями, когда сам ребенок учится

ставить перед собой цель и предвидеть результаты собственной

деятельности. Чтобы помочь ребенку в деле самовоспитания, учитель

намечает общий план в работе и отдельные операции в деятельности. При

этом одновременно формируется самоконтроль и самооценка. Содержание

самовоспитания тесно связано с формированием волевых и нравственных

качеств личности ребенка. На этот процесс будет влиять общественное

мнение, микроклимат в коллективе, пример взрослых, личная программа

самосовершенствования.

Личные обязательства - постановка цели и задач на определенный

период времени.

Самоотчет - умение отвечать за свои действия и поступки.

Самоанализ - умение выявлять причины, побудившие к действию, с

анализом причинно-следственных связей.

Самоконтроль - работа над самим собой с конкретно поставленной

целью; сравнение своих результатов деятельности с заданным эталоном.

Самооценка - умение объективно взглянуть на себя со стороны и

вывести справедливое суждение.

Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров выделяют 3 группы методов

воспитания:

- методы убеждений;

- методы упражнений;

- методы поощрения и наказания.

В.М. Коротов и Б.Т. Лихачев выделил 3 группы методов воспитания:

- организация деятельности коллектива;

- методы убеждения;

- методы стимулирования.

Т.А. Ильина, В.П. Огородников называют 3 группы методов

воспитания:

- методы убеждения (разъяснения, убеждения, требования, дискуссии);

- методы организации деятельности ( приучение, упражнение, показ,

подражание, требование);

- методы стимулирования поведения (оценка, похвала, поощрение,

наказание).

Г.И. Щукина также выделяет 3 группы методов воспитания:

- методы воздействия на сознание, чувства и волю (беседа, пример,

убеждения);

- методы организации опыта общественного поведения (требования,

упражнения, общественное мнение, приучение, поручение, создание

воспитательной ситуации);

- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и

деятельности (соревнование, поощрение, оценка и наказание).

26

В.А. Сластенин выделил 4 группы методов воспитания:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации деятельности, общения, опыта общественного

поведения;

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;

- методы контроля, самоконтроля, самооценки.

Новое время вызвало к жизни новые методы воспитания:

- мозговой штурм;

- импровизация;

- открытый диалог;

- коллективная оценка и самооценка;

- анализ, самоанализ и так далее.

Понятие о методах, средствах и формах воспитания, классификация методов воспитания на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ ВОСПИТАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ (МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОГАЩЕНИЯ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ, КОРРЕКЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ)

2. УСЛОВИЯ ВЫБОРА И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГОМ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

3. Понятие семейного воспитания

4. Понятие и классификация методов менеджмента

5. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: понятие, принципы, движущие силы. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания

6. Понятие об опросных методах и требования к ним

7. Проблема воспитания

8. Идеальная цель воспитания

9. Проблема семейного воспитания

10. Проблема воспитания в семье