ВЛАСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Работа добавлена:






ВЛАСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ на http://mirrorref.ru

Тема 2. ВЛАСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

  1. Сущность власти.
  2. Структура власти: субъект и объект власти, источники и ресурсы власти.
  3. Политическая власть, ее особенности.

Власть является одним из центральных понятий политической науки. Власть относится к числу сложных и противоречивых понятий. В повседневной жизни мы говорим о власти родителей над детьми, пророка над последователями его учения, сил природы над человеком, государства над гражданином. Эти далеко неоднозначные понятия о власти имеют и много общего. Аристотель считал, что элемент господства и элемент подчинения проявляются во всем. Это объективный закон природы, и ему подчиняются живые существа. К тому же человек по своей природе - существо политическое. Аристотель различал власть деспотическую (власть господина над рабом) и политическую (власть государственного мужа над гражданином). В наше время политологи рассматривают политическую власть как одну из разновидностей власти вообще (наряду с экономической, духовной, семейной и др.), начиная с определения общей сути власти. Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в особый вид социальных отношений - отношений власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения. Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому являетсянеравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями).

Необходимость власти детерминирована сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Она необходима для организации общественного производства, согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнедеятельности и сохранения целостности общества. Предположительно, власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть -анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда ритм социальной жизни становится более динамичным, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуетсяиндивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяетинституционализированная, которая существует в форме государства, когда государство - официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, - системе«надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. Первые две исторические формы власти (анонимная и индивидуализированная) являются догосударственными и носят неполитический характер. Третья форма(институционализированная),называемая иногда государственно-публичной, и четвертая (над-государственная) являются собственно политической властью. Отметим, что историческое понятие «власть» (от греч. Сratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».

Власть — это возможность и способность навязать своюволю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Властные отношения – это отношения по типу «господство-подчинение». Сущность власти заключается в наличии способности, права или возможности распоряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью права, авторитета, принуждения. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах:демократических иавторитарных, законных и незаконных, честных и нечестных,насилии имести,обмане,провокациях,вымогательстве,стимулировании, обещаниях и т. д. Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле (единым правилам), а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Существует множество определений власти. Например, Т. Гоббс считал, что власть - это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время X. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Луке, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий "А" тем или иным образом воздействует на "Б". П. Моррис уточняет, что власть - не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей. Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге "Власть и общество" подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть - это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть - это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б. Рассел определят власть как производство намеренных результатов.

Власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя сторонами, одна из которых подчиняется распоряжениям другой, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Ее имеет один индивид в отношении другого, один коллектив в отношении другого и т.д. То есть, во властных отношениях всегда присутствует субъект власти, который повелевает, и объект власти, который подчиняется. В основе подчинения одного человека другому (объекта — субъекту) лежит неравенство. Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Можно выделить следующие варианты трактовки власти:

Телеологические (целеполагающие) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов; власть трактуют достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят о власти над природой.

Бихевиористскиетрактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г. Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование (господство) - подчинение.

В целом, согласно этим концепциям, любому нормальному человеку свойственна потребность власти, которая складывается из следующих базовых потребностей личности, преобладание каждой из которых по отношению к власти формирует соответствующий тип личности. Так, потребность в свободе порождает отношение к власти как стремление к независимости и самостоятельности, что формирует тип личности нонконформиста; гедонистические потребности, осмысленные через отношение к власти как источнику материального благополучия, порождают тип личности конформиста; потребность в самоутверждении порождает отношение к власти как преобладанию, господству над другими, источнику престижа, высокому статусу, славе, что соответствует типу личности диктатора; потребность в самовыражении по отношению к власти как игре формирует тип личности авантюриста; потребность быть личностью, осмысленная через отношение к власти как служению людям, обществу, формирует тип личности демократа. Потребность власти у человека не есть механическая сумма перечисленных преобладающих потребностей. Она индивидуализирована и имеет содержание лишь при преобладании одной из доминирующих потребностей.

Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть - свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Власть может быть классифицирована по следующим основаниям:

  1. По области функционирования: политическая, экономическая, юридическая, светская, духовная и проч.
  2. По субъекту власти: государственная, партийная, профсоюзная, военная, семейная;
  3. По функциям: законодательная, исполнительная, судебная;
  4. По объёму власти её носителя: единоначалие, коллегиальная, групповая;
  5. По режиму правления: деспотическая, тоталитарная, авторитарная, бюрократическая, демократическая и проч.

Власть имеет определенную структуру. Основными элементами власти являются еесубъект,объект, а такжеисточники власти и средства  власти – еересурсы.

Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им могут быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным: должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии со всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к немуобъекта (исполнителей) — второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двусторонние отношения, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но  все же выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Где нет объекта, там нет власти. Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Что заставляет объект властвования подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием.Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Более стабильной является власть, основанная наинтересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишними контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонением передавторитетом. Максимальная же сила власти достигается приидентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю. Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства, точнее, от степени этого неравенства: чем выше статус субъекта власти, тем с большей вероятностью ему готов подчиниться объект.

Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть - это власть, которая присуща званию, чину, должности. Она обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться.

Реальная власть - это власть как по должности, так и по авторитету. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы подчиняться данному лицу, либо степенью зависимости от него окружающих. Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти.

Можно выделить несколько форм осуществления власти.Открытая- субъект оказывает действие на объект и добивается его подчинения.Латентная- субъект не предпринимает по отношению к объекту никаких действий, но, тем не менее, объект действует в соответствии с намерениями субъекта, предвидя его возможные реакции.Потенциальная

Источники власти- это собственно властное первоначало. Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. Без раскрытия первоисточников власти нельзя ответить на сакраментальный вопрос: почему одни управляют, властвуют, а другие вынуждены им подчиняться? Следовательно, источники власти – это то, что позволяет субъекту претендовать на власть. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, престиж, право, богатство, харизма, тайна, интерес, социальный и политический статус и т. д. В числе названных источников власти важное место занимает авторитет субъекта власти. В основании авторитета лежат качества, которые признаны в обществе в качестве необходимых и желательных для эффективного течения властных отношений. При этом очень важно, когда возникают властные отношения, основанные наидентификации подчиненного (объекта власти) с руководителем (субъектом власти). Авторитет может быть статусный, научный, деловой, моральный, религиозный и др. Основанные на идентификации (отождествлении), властные отношения отличаются особой устойчивостью. Здесь руководитель воспринимается как проводник интересов и представитель объекта власти в различных сферах общественной жизни, прежде всего политической. Другое дело, когда источником власти является сила или угроза ее применения. Сила может быть экономической, социально-политической, военной и т. д. Это принуждающая власть. Она лишена гибкости, функционально ограничена и является властью низшего качества. Применение силовых методов приводит к снижению легитимности власти, росту влияния оппозиции. Наиболее эффективной в демократическом обществе в условиях НТР является власть, источником которой служат знания, компетентность, информация. Она позволяет достичь целей, минимально расходуя свои ресурсы; убедить граждан в их личной заинтересованности в этих целях, превратить противников в союзников. Ресурсы такой власти неисчерпаемы и общедоступны.

Таким образом, источниками власти могут быть:  - сила;  - богатство;  - положение, занимаемое в обществе;  - организация;  - знания и информация.    Источниками власти также могут быть традиции, демократические процедуры (рационально-правовые источники), природная одаренность (харизма). М. Вебер в качестве источников власти полагал:

- право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция).

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами). К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли. В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление. Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Для изменения и корректировки поведения объекта власти в необходимом для субъекта направлении субъект должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы — средства, с помощью которых он может оказывать воздействие на объект.Ресурсы наряду с субъектом и объектом выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Дж. Лассуэлл (1948) выделил 8 основных ресурсов власти, назвав их «основные ценности»: власть, которая может выступать основой для другой, еще большей власти; уважение; моральный долг; любовь; благосостояние; богатство; умение; просвещенность. Даль предложил еще более подробный перечень ресурсов политической власти, включающий свободное время субъекта, деньги и богатство, контроль над рабочими местами, контроль над информацией, социальное положение, обладание харизмой, популярностью и легитимностью, должностные права, способность получить поддержку других людей и групп и др. Предложенный им широкий спектр средств имеет одну общую черту: они позволяют субъекту заставить объект действовать в соответствии со своими намерениями.

Можно ли относить к ресурсам власти любую вещь или любую способность, которая может оказать влияние на поведение и деятельность объекта? Для решения этого вопроса следует разграничить весь список источников власти на «возможности» и «ресурсы». Первые относятся к «внутренней природе» субъектов, вторые — к внешним структурным свойствам. Применительно к индивидуальным субъектам власти «возможности» включают знания, умения, компетентность, силу и т. д., а в отношении коллективных субъектов — качества внутренней организации, мораль, доступность знания, умений и другие компоненты индивидуальных субъектов, способы коммуникации, качества лидерства и т. д. С другой стороны, ресурсы субъектов (как индивидуальные, так и коллективные) включают те ресурсы власти, которые связаны не с внутренними качествами субъекта, а с его отношениями с другими людьми, коллективами и материальными предметами (легитимный авторитет, доступ к средствам массовой коммуникации, контроль над инструментами принуждения, обладание землей, зданиями, средствами производства и т. д.).

Для решения вопроса систематизации и уменьшения объема понятия «ресурсы власти» необходимо ввести некоторые ограничения. Во-первых, понимание ресурсов власти как «средства, которые субъект может использовать для воздействия на объект», необходимо заменить на «средства, которые обеспечивают подчинение объекта субъекту». Во-вторых, к источникам власти необходимо относить только те средства воздействия, которые субъект контролирует и может использовать в нужное время. В-третьих, практически все, что имеет субъект власти в своем распоряжении, может выступать в качестве источника власти, но они не обязательно могут быть использованы в отношении любого объекта власти. Например, деньги не могут влиять на тех, кто в них не нуждается, принуждение и должностные полномочия не будут играть практически никакой роли при попытках воздействия на фанатиков или людей, одержимых собственной «сверхидеей». Ресурсы власти обеспечивают подчинение объектов и управление их поведением не в любых ситуациях, а только при наличии определенных условий. Поэтому, говоря о ресурсах власти, необходимо различать «общие ресурсы власти» и «конкретные ресурсы власти». Общие ресурсы власти — это средства, которые субъект контролирует и может использовать для достижения подчинения объекта. Они включают в себя не все имеющиеся средства воздействия на людей, а только те, которые он может использовать в отношении данного объекта для достижения подчинения и управления поведением. Конкретные ресурсы власти представляют собой те общие ресурсы, которые обеспечивают властное отношение в данных условиях и в данное время. Такое разделение позволяет, кроме прочего, проводить анализ потенциальной власти, связанной с наличием у субъекта общих ресурсов власти, и анализировать существующие властные отношения, которые основываются на конкретных ресурсах власти. 

Таким образом, необходимо провести различие между: 

1) всеми доступными субъекту власти средствами воздействия на объект; 

2) средствами, с помощью которых он может добиться подчинения данного конкретного объекта (общие ресурсы власти) и 

3) ресурсами, которые субъект может использовать для подчинения объекта в данных обстоятельствах (конкретные ресурсы власти).

Само по себе обладание ресурсами не обязательно ведет к власти, так как они становятся основой властных отношений лишь в том случае, если субъект обладает соответствующими знанием и умением их использовать. Если субъект не может использовать имеющиеся у него ресурсы власти, то он обладает лишь потенциальной властью (потенциалом для власти) и фактически в данное время не способен добиться подчинения объекта.

Для обладания и осуществления власти субъект должен обладать необходимыми ресурсами и быть способным использовать их для достижения своих целей. Также в качестве условий реализации политической власти должна стать возможность мобилизации ресурсов и готовность применить их в нужный момент.

Следует отметить еще один аспект рассмотрения источников власти. Ресурсы власти становятся эффективными тогда, когда они насущные и редкие (недостаточные). Эти свойства определяют значимость ресурсов. В политологической литературе рассматриваются возможные стратегии, с помощью которых субъект может повысить значимость своих ресурсов. Первая стратегия — «блокировка результатов» — заключается в воспрепятствовании доступу объекта к желаемым для него ценностям. Вторая — «формирование потребностей» — направлена на выработку отношения у объекта к тем или иным ценностям субъекта. Третья стратегия — «расширение властной структуры» — представляет собой создание альтернативных источников реализации потребностей субъекта, снимающих его зависимость от других субъектов. «Отказ» — четвертая стратегия, которая выражается в решении субъекта пересмотреть «цену», которую он платит в процессе обмена с другим субъектам.

Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы делят на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство,  руководство, организация (управление) и контроль.

В настоящее время существует классификация источников власти, предложенная X. Хекхаузеном: выделяются шесть ресурсов власти и даются их характеристики:

1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление с целью добиться желаемого поведения. В контексте мотивационной теории ожидания объект представляет, что имеется вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит активную потребность, и что объект способен сделать то, чего ждет от него субъект. Вознаграждение должно восприниматься субъектом как достаточно ценное и значимое для него, а задачей субъекта является создание мнения о том, что он обладает именно этим ресурсом. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого ресурса власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.

К недостаткам использования власти вознаграждения необходимо отнести сложность выявления ведущего мотива объекта власти со стороны субъекта. К достоинствам необходимо отнести то, что при правильном определении ведущего мотива затрачиваемые субъектом ресурсы могут быть минимальными. При использовании власти вознаграждения объект стремится находиться в поле действия субъекта вплоть до полной идентификации себя с ним. Широко известное выражение «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» относится как раз к власти вознаграждения.

2. Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, его фрустрацией (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иныхпотребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям) и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается, создается угроза фундаментальным потребностям — выживанию или защищенности, потере любви и уважения. Страх является причиной того, почему люди — сознательно или бессознательно — позволяют на себя влиять.

Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение: «Не пора ли власть употребить?» подразумевает в первую очередь применение силы или угрозу ее применения по отношению к оппонентам.

К достоинствам власти принуждения можно отнести, во-первых, возможность получения субъектом быстрого результата и, во-вторых, использование власти принуждения соответствует представлениям о власти, является ее естественным проявлением. Недостатков использования власти принуждения значительно больше. Во-первых, оно предрасполагает к ответным действиям со стороны объекта. При этом необходимо правильно рассчитать ресурсы на случай того, если объект не будет вести себя должным для субъекта образом. Если ресурсы окажутся недостаточными, то больше потеряет (авторитета, влияния) именно субъект, притом что независимость и самоуважение объекта могут существенно вырасти. Объект принуждения постоянно будет стремиться выйти из поля действия субъекта. Использование власти принуждения требует от субъекта больших ресурсов, так как необходимо контролировать все сферы жизни объекта — деятельность и поведение, чувства и эмоции, отношение и т. д.

3. Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательным подчинением установленным правилам и нормам объекта власти. Также используется термин «влияние через традиции». Субъект власти пользуется традицией для удовлетворения потребности объекта в защищенности и принадлежности к определенной социальной группе. Нормативная власть имеет специфическое преимущество в отличие от других ресурсов власти — безличность. Объект власти реагирует не на конкретного человека, а на должность, и это обстоятельство повышает стабильность системы, так как она не зависит от жизни и способностей конкретного субъекта власти. Другой особенностью являются быстрота и предсказуемость влияния с помощью норм, законов, единых и принятых для всех членов общества алгоритмов поведения. 

К недостаткам этого вида власти можно отнести то, что следование некогда установленным традициям без учета происходящих изменений может привести к застою. Кроме того, эффективное функционирование нормативной власти присуще главным образом обществам с установившимися традициями и демократической историей, то есть, для правовых государств. Для стран постсоветского пространства нормативная власть не стала эффективной, в чем вина в первую очередь субъектов власти. Законы не работают, не соответствуют ожиданиям людей и зачастую направлены не на улучшение условий жизни.

4. Власть эталона. Она основана на идентификации объекта с субъектом, желании объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными — личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т. д.). Власть эталона соответствует понятию харизматической власти. Харизма — власть, построенная не на логике, не на нормах и традициях, а на силе личностных качеств или способностей лидера. Харизматическая власть определяется отождествлением объектов власти с лидером, влечением к нему, а также потребностью объекта в принадлежности к определенной социальной группе (в данном варианте – к окружению субъекта) и уважении. 

Харизматическая власть в отличие от нормативной в своей основе имеет психологические особенности и качества субъекта. Приведем некоторые характеристики харизматической личности: 

1) обмен энергией: харизматическая личность излучает энергию и заряжает ей окружающих; 

2) внешность: харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает обаянием, прекрасно держится; 

3) независимость характера: в своих стремлениях они не полагаются на других, уверены в себе, в своей миссии, не оглядываются на традиции и устоявшееся общественное мнение; 

4) хорошие риторические способности: умеют хорошо говорить, обладают высокой способностью к межличностному общению, чрезвычайно убедительны, способны заразить своими идеями, увлечь за собой; 

5) восприятие восхищения своей личностью: чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им свое восхищение, они буквально питаются восхищением окружающих, что является для них огромным стимулом; и 

6) достойная и уверенная манера держаться: всегда выглядят собранными, владеющими ситуацией, не теряются при различных изменениях и наступлении неожиданных событий.

5. Власть компетентности (знатока). Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь. При реализации власти знатока решающую роль имеют эмоциональные отношения, сложившиеся между субъектом и объектом власти. Если они имеют положительную или нейтральную окраску, то в этом случае становится возможным использование этого источника власти для влияния на объект. При отрицательном отношении, несмотря даже на то, что субъект власти будет по объективным данным обладать особыми знаниями, умениями и навыками, из-за негативного отношения к субъекту власть знатока реализована не будет. К достоинствам власти знатока необходимо отнести то, что возможно быстрое достижение необходимого для субъекта результата без затрат ресурсов.

6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете. В повседневной жизни примером информационной власти выступают шантаж, компромат, пропаганда и т. д.

Специфической разновидностью власти являетсяполитическая власть — способность определённойсоциальной группы иликласса осуществлять своюволю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти являетсягосударство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

*легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике как образе действий. Политическая власть, будучи частью власти вообще, в свою очередь, подразделяется на государственную и общественную. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д. Понятием «политическая власть» обозначают возможность и способность всех субъектов политики осуществлять влияние на процесс принятия политических решений, их реализацию, на политическое поведение индивидов, социальных групп и объединений. Государственная власть является одной из форм политической власти. Это специально организованная система государственных органов, организаций и установок создана для управления всеми сферами общественной жизни. В отличие от политической власти государственная власть является монополистом в создании нормативно-правовых актов, которые регулируют жизнедеятельность общества. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в своих руках власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.

Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной), то есть, постоянное разрешение противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Вторая функция – это оптимизация самой политической системы, приспособление ее институтов к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

• поддержание общественного порядка и стабильности;

• выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

• достижение общественного согласия (консенсуса);

• принуждение во имя социально значимых целей и сохранения

стабильности; управление делами общества.

К субъектам политической власти относятся:

* социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, создания органов власти "снизу";

* государство;

* политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные -- опосредованные. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создать свой "теневой кабинет");

* правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определено. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

* групповое и индивидуальное лидерство;

* личная власть;

* отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

* толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы: в толпе берут верх эмоции, и инстинкты, а не рассудок. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.

Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности. Однако народ одновременно может выступать не только объектом, но и субъектом властных отношений. Как правило, проявляется это при демократических политических режимах, где организация власти предполагает прямое или опосредованное (институт представительства) участие населения в процессе принятия политических решений, право контроля над органами государственной власти.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономическом, политическом и идеологическом видах.

Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

Политическое господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствующих экономических интересов.

Идеологическое господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов,   оправдывающих   справедливость   существующего   экономического   и политического порядков.

Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными, общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа (всего организуемого им сообщества). Государство - необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Согласно Веберу, сущностное определение государства состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Государственной власти свойственны следующие признаки:

· Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.Целесообразность разделения властей детерминирована необходимостью четкого определения функций, компетенции, ответственности каждой ветви власти, осуществления взаимного контроля, предотвращения злоупотреблений, узурпации власти.

Законодательная власть определяет основы внутренней и внешней политики, вносит поправки в конституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Эта власть формируется путем свободных выборов. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией и правами человека.

Исполнительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться на законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляетсудебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей. В современных условиях все большее значение приобретаетинформационная власть (СМИ). Владение информацией, та или иная ее трактовка способны обеспечить лояльность населения по отношению к мероприятиям, проводимым правительством, или бурный протест и несогласие с политикой субъекта власти. Соответствующее информационное воздействие проводится через средства массовой информации (СМИ), а также институты социализации (общественные объединения, просветительские организации, систему образования и т. д.).

 К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятсяубеждениеипринуждениеУбеждение Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения -государственного принужденияГосударственное принуждениеГосударственное принуждение бываетправовыминеправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах сантидемократическим Правовым Формыгосударственного правового принуждения достаточно многообразны. Этомеры предупредительного воздействия- проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.;правовое пресечение- административное задержание, привод, обыск и т. д.;меры защиты- восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Долгое время считалось, что содержание власти определяется системой взаимоотношений господства и подчинения, а сама власть - возможностью приказывать в условиях повиновения подчиняющихся. Такой подход к сущности власти не вызывал сомнения, однако по мере формирования демократических режимов понятие власти усложнилось. В таких условиях власть – это не только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в подчиненном положении. В целом, сама по себе власть носит символический характер и представляет собой инструмент выявления, определения и реализации коллективных целей. Ее эффективность составляет меру ее ценности. В этом смысле применение физических ограничений для власти аналогично тому, чем является для денег золото: золото есть средство утверждения их стоимости лишь в период кризиса. В нормальной жизни стоимость денег определяется их способностью к обмену, не прибегая к помощи золотого эталона. Точно также власть пользуется силой лишь в тех случаях, когда члены коллектива не подчиняются общим интересам. С этой точки зрения власть сильна и дееспособна не тогда, когда она использует силу в качестве prima ratio (первый довод), а тогда, когда проявляет максимум заботы о членах общества, обеспечивает оптимальные условия для их безопасности и самореализации и прибегает к силе в качестве ultima ratio (последний довод). Таким образом, злоупотребления властью заложены не в самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Нельзя забывать, что политика – это не только насилие или угроза его применения, но и обещания, сотрудничество, обмен и т. д. Соответственно в технологии «власти» в современных обществах повышается роль поощрения, подкупа, а также рекомендующая роль лоббистских структур. При этом, чем выше авторитет субъекта власти, чем шире его демократическая база, тем более вероятно добровольное выполнение объектом властных распоряжений.

Ресурсы политической власти Экономические: Социально-политические: Морально-идеологические: Информационно-культурные: Силовые:- оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура).

Эффективность и результативностьвласти состоит в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми сферами социальной жизни.Эффективность политической власти определяется использованием субъектами власти всего списка ресурсов. Преуменьшение значимости какого-либо из них приводит к тому, что власть становится недостаточно эффективной и не способной к достижению поставленных целей. Анализ практической политической деятельности приводит к выводу о том, что используется лишь ограниченный набор ресурсов.

Принципы эффективности власти:

1. Принцип сохранения. Он требует от политика и властителя отношения к власти как к единственно подлинной ценности, которая у него имеется и за которую необходимо бороться до конца. Все остальные ценности (в том числе богатство и жизнь) – лишь производные от власти и с ее потерей исчезают безвозвратно. Данное положение требует стабильности, воспроизводимости, пролонгируемости власти, ее независимости, неколебимости и незыблемости перед всякого рода перипетиями (перестройками, изменениями, возмущениями) текущей жизни. Основная идея данного принципа – удержание и умножение власти всякими способами. С властью добровольно не расстаются (за редчайшим исключением); за власть борются и борются до конца, несмотря на жертвы и цену, которая может быть заплачена за ее сохранение. Власть подобна наркотику, от нее трудно отказаться, она не дает обратного хода, ставит человека в пожизненную зависимость от себя. Акцентируя это положение, Т.Гоббс вводит постулат максимизации собственной власти (жажда власти как логическое завершение сознательных внутренних стремлений), характеризующий человека политического.

2. Принцип своевременности. Основная идея этого принципа, дополняющего принцип сохранения, – не власть сама по себе как таковая нужна политику, а политик нужен власти. Проводится идея о том, что именно сейчас во власти должны быть люди, обладающие определенным набором профессиональных, личностных, психологических характеристик. Использование принципа своевременности позволяет смягчить некоторые резкие характеристики принципа сохранения и дополнить его в смысловом плане. Властитель для создания собственного имиджа и восприятия в глазах людей должен представляться не слугой власти, а именно тем единственным, кто сейчас сможет распорядиться властью наиболее полно и эффективно для блага самих людей. Соблюдение этого положения позволяет, во-первых, подчеркнуть исключительность самого властителя, его незаменимость в данный этап исторического процесса, и, во-вторых, обеспечить ему поддержку со стороны населения.

3. Принцип действенности. Носитель власти не должен пасовать и склоняться перед обстоятельствами, а в силу своего положения обязан уметь справляться с ними, подчинить их себе, заставить работать в свою пользу. Нерешительность и созерцательность не должны быть присущи человеку, обладающему властью. Властная инициатива всегда должна быть на его стороне и работать на его пользу. Политика должно характеризовать дело. Во многом именно активность, способность действовать, показать свои возможности дают тот огромный запас прочности, который позволяет властителю держать власть в своих руках длительное время и работать на себя. Необходимо отметить непростительную для политиков, имеющих в своих руках реальную власть, ошибку – боязнь активных мер, потерю темпа, умозрительность, нерешительность, нежелание или неумение в необходимый момент в полной мере использовать весь потенциал власти, все ее механизмы и возможности. И это во многом предопределяет их поражение, политическую смерть. Кардинал Ришелье отмечал: «Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает». Власть должна быть решительной, дееспособной, иначе она перестает быть властью. Политик, забывающий этот принципе и не умеющий использовать его, становится «политическим трупом» (но может им оказаться в буквальном смысле).

Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан. Критериями эффективности власти являются: легитимность власти и эффективное использование ее ресурсов; рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти; эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур; организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений; наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа; эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет. Субъект власти обязан быть компетентным. Компетентность человека основывается на его личных навыках и знаниях. Компетентность может быть элементом достижения иерархического положения, которое обладает компетенцией — правом принимать решения по оговорённым вопросам. Такое положение основано уже на статусе и силе, зависимых от иерархического положения, а не от индивидуальной способности. Реальная или приписываемая первоначальная компетентность переносится на должность и становится независимой от индивидов, институционализированной.

Легальность власти - политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий). Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения общественной морали.

Легитимность власти - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Она фиксирует согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Легитимная власть взаимодоверительна - народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы. Таким образом, легитимность следует отличать от легальности - соответствия правовым нормам, тогда как легальность - признаваемый законом, соответствующий закону.

ВЛАСТЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ на http://mirrorref.ru


1. Политическая власть

2. Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство

3. Политика и власть

4. ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ

5. Искусство и власть

6. Государство и власть

7. Государственная власть в РФ

8. Государственная власть

9. Законодательная власть в РФ

10. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

5 stars - based on 250 reviews 5