ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Работа добавлена: 2016-03-19





ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ на http://mirrorref.ru

ТЕМА 5:  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

План:

1. Сущность технологического процесса в социальной работе.

2. Структура технологического процесса в социальной работе.

3. Содержание технологического процесса в социально работе.

4. Целеполагание как важнейший этап технологического процесса.

5. Социальная проблема как организационный фактор технологического процесса в социальной работе.

  1. Сущность технологического процесса в социальной работе

Технология – это не одноразовый акт воздействия. Она представляет собой сложныйпроцесс, который характеризуется последовательной сменой различных видов, форм и методов воздействия на объект с определенной целью. Поэтому содержание любой технологии можно обозначить понятием «технологический процесс».

Технологический процесс в социальной работе можно определить каксовокупность последовательных действий специалиста социальной работы по организации и осуществлению социального воздействия с целью решения социальных проблем.

Социальное воздействие, реализуемое в рамках технологического процесса, направлено на объект социальной работы, в качестве которого может выступать отдельный человек, семья, социальная группа, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывающие жизненные затруднения.

Любой объект социальной работы функционирует и развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. В качествевнутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование и развитие объекта социальной работы, выступают егожизненные силы как совокупность физического, психического, социального, духовно-нравственного потенциала данного объекта (физическое здоровье, психологическое самочувствие, социальное положение, социальные и нравственные идеалы, мировоззренческие позиции, ценностные ориентиры и убеждения, усвоенные моральные нормы и принципы поведения и др.)Внешние факторы – это характеристикижизненного пространства объекта, то есть условия, в которых он находится, жизненные обстоятельства, которые характеризуют его социальную ситуацию (санитарно-гигиенические и бытовые условия проживания, психологическая атмосфера, материально-экономическое положение, степень социальной интеграции, развитость и доступность услуг социальной инфраструктуры и др.).

Технологический процесс социальной работы ориентирован на активизацию внешних и внутренних факторов в интересах клиента и предполагает осуществление различныхсоциальных изменений состояния его жизненных сил и жизненного пространства.

Социальные изменения – это процесс и результат сознательной, целенаправленной социальной деятельности по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик.

Социальные изменения, осуществляемые посредством технологического процесса социальной работы, связаны, с одной стороны, с развитием или восстановлением жизненных сил объекта социальной работы, с другой стороны, с оптимизацией его жизненного пространства, с целью устранения проблем, мешающих нормальному существованию и развитию данного объекта.

Действуя в сфере своей компетенции, социальный работник может по-разному участвовать в осуществлении социальных изменений. Это могут быть:

- длительные, перспективные усилия (регулирование уровня социальной адаптации клиента в новом социальном окружении и улучшение его социального самочувствия, реализация индивидуальной программы реабилитации);

- постоянная, систематическая деятельность (социальный патронаж, мониторинг социального положения клиента);

- краткосрочные, чрезвычайные действия (эвакуация из района бедствия, экстренная психологическая, материальная, социальная или другая помощь);

- целенаправленные, разовые действия или акции, направленные на решение определенной задачи (трудоустройство).

Выбор конкретных форм и способов участия социальных работников в осуществлении различных социальных изменений определяется конкретными условиями, в которых находятся люди, нуждающиеся в помощи, их потенциальными возможностями, потребностями и интересами, а также рядом объективных обстоятельств, которые определяют реальные возможности оказания социальной помощи (социально-экономические условия, квалификация специалиста, возможности социальной службы, развитость сферы социальных услуг, учреждений социальной инфраструктуры и др.).

Технологическому процессу социальной работы присуща определенная протяженность во времени. Он охватывает временной промежуток от актуализации проблемы до ее нейтрализации. При этом действия специалиста социальной работы, входящие в технологический процесс, циклично повторяются при решении каждой новой социальной проблемы. Сама сущность технологического процесса состоит вустойчивой, повторяющейся, последовательной смене содержания деятельности специалиста с единым замыслом – разрешить проблему клиента.

Технологический процесс социальной работы может быть представлен в виде замкнутого технологического цикла:

  1. Актуализация проблемы.
  2. Сбор информации о проблеме, внешних и внутренних факторах ее породивших.
  3. Формулировка цели и задач социального воздействия.
  4. Разработка плана социального воздействия.
  5. Реализация плана социального воздействия.
  6. Социальное изменение объекта социального воздействия и среды его жизнедеятельности, решение проблемы.
  7. Самостоятельное функционирование и развитие бывшего объекта социального воздействия.

При возникновении новой проблемы технологический цикл вновь повторяется.

  1. Структура технологического процесса в социальной работе

Технологический процесс в социальной работе имеет свою определенную структуру.

Структура (от лат.structura – строение, расположение, порядок) – это совокупность устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных характеристик.

В структуру технологического процесса входят следующие обязательные компоненты:

1.Профессиональные действия специалиста социальной работы.Они являютсясодержательной основойтехнологического процесса.

Профессиональные действия специалиста социальной работы – это отдельные взаимосвязанные виды и формы активности специалиста, которые он реализует в рамках технологического процесса.

Внутри технологического процесса действия специалиста объединяются в отдельные операции или процедуры.

Операция (от лат. operatio – действие) – это совокупность связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи.

Процедура (от лат. procedo – продвигаюсь) – это установленный набор каких-либо действий и порядок их совершения.

Операции и процедуры направлены на решение отдельных (частных) задач, которые являются своеобразными ступенями достижения основной цели. Разработка и осуществление каждой технологической операции или процедуры осуществляется в рамках отдельного технологического этапа. От точности подбора и выполнения действий специалиста, входящих в технологические операции и процедуры, от степени соответствия их результатов поставленным задачам зависит успех всего технологического процесса.

2. Алгоритм, который являетсяорганизационной основойтехнологического процесса.

Понятие «алгоритм» ввел в научный оборот ученый-математик IX века аль-Хорезми. Изначально оно использовалось только в математике в отношении операций с цифрами и трактовалось какпрограмма решения вычислительных задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности получить результат, определенный исходными данными.

В настоящее время термин «алгоритм» широко используется не только в математике, информатике, электронно-вычислительной технике, но и в управлении, администрировании, психологии, педагогике, социологии при конструировании и реализации социальных технологий.

Применительно к технологическому процессу в социальной работе понятие «алгоритм» может трактоваться следующим образом:

Алгоритм – это определенная последовательность действий специалиста социальной работы, направленных на преобразование объекта социальной работы и среды его жизнедеятельности, разрешение имеющихся у него проблем.

3. Инструментарийвыступаетресурсной (материально-технической) основойтехнологического процесса.

Инструментарий – то арсенал средств, которые использует специалист социальной работы для реализации профессиональных действий, входящих в технологический процесс.

В силу того, что применяемый инструментарий оказывает значительное влияние на эффективность и качество технологического процесса, специалист должен очень внимательно подойти к его выбору.

Инструментарий технологического процесса в социальной работе включает две формы средств:

- материально-технические средства обеспечения технологического процесса (компьютер, специальной программное обеспечение, журналы учета, картотеки, бланки актов обследования, бланки социальных паспортов, телефон, телефонные справочники, сборники нормативно-правовых актов, сборники методических рекомендаций и др.),

- нематериальные средства обеспечения технологического процесса (профессиональный знания, умения, навыки, связи специалиста, его личные и деловые качества и др.).

Одним из наиболее важных и сильных средств осуществления социальной работы являетсяслово.Именно доброе слово, выражающее сочувствие и поддержку, способное донести до человека ценную для него информацию, убедить в пользе тех или иных социальных действий, внушить значимость социальных изменений, мотивировать человека к определенным поступкам, активизировать его потенциал, является самым действенным инструментом профессионала в области социальной работы.

Таким образом, структуру технологического процесса составляютпрофессиональные действия специалиста, которые, объединяясь в процедуры и операции, следуют друг за другом в предписанномалгоритмом порядке и реализуются с помощью определенногоинструментария.

3. Содержание технологического процесса в социальной работе

В содержание технологического процесса социальной работы входят четыре основных этапа, каждый из которых решает свои конкретные задачи и включает свой набор профессиональных действий специалиста.

ЭтапI

Анализ проблемы клиента

На данном этапе специалист должен понять суть проблемы клиента, оценить ее текущее состояние, выделить совокупность внешних и внутренних факторов, обусловивших ее возникновение. Для этого он осуществляет такие профессиональные действия как сбор информации о клиенте и среде его жизнедеятельности,  постановка на основании анализа полученной информации социального диагноза, прогнозирование дальнейшего развития проблемы при сохранении сложившихся социальных обстоятельств, определение возможностей оказывать коррекционное воздействие на факторы, вызвавшие проблему. На первом этапе специалист должен наладить контакт с клиентом, установить с ним максимально доброжелательные и доверительные отношения, мотивировать к активному сотрудничеству и совместной работе по разрешению проблемной ситуации. Для специалиста важно также психологически настроиться на решение проблемы клиента.

ЭтапII

Определение цели и задач

Общее представление специалиста о сущности и содержании проблемы клиента является основанием для определения целевой установки социальной работы по ее разрешению. В целевой установке находит выражение замысел и намерения специалиста в отношении способов решения проблемы клиента с учетом реально имеющихся ресурсов и условий. Цель формулируется ясно и конкретно как описание конечного желаемого результата деятельности специалиста, задачи рассматриваются как промежуточные этапы достижения данного результата. На данном этапе специалист должен мобилизовать свой профессиональный потенциал, адекватно оценить собственные возможности и ресурсы, определить необходимость включения в процесс решения проблемы клиента коллег из смежных областей социальной практики. При получении дополнительной информации цель может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.

ЭтапIII

Разработка и реализация программы действий по разрешению

проблемы клиента

Именно на данном этапе технологический процесс наполняется конкретным содержанием и воплощается в реальной практике социальной работы. Этап предполагает выбор организационных форм, методов и средств достижения поставленной цели, поэтапное решение соответствующих ей задач через определение и осуществление последовательной совокупности  действий по устранению проблемной ситуации, распределение обязанностей и организацию совместной работы специалистов, участие которых необходимо для эффективного достижения запланированного результата, координацию их усилий, осуществление контроля над промежуточными результатами.

ЭтапIV

Подведение итогов работы

На данном этапе осуществляется анализ и оценка итогов труда специалиста, сопоставляются запланированные и достигнутые результаты, выявляются положительные и отрицательные моменты в организации, обеспечении и осуществлении мероприятий по решению проблемы клиента, выясняются причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, формулируются выводы для совершенствования дальнейшей профессиональной деятельности специалиста.

4. Целеполагание как важнейший этап технологического процесса

Важнейшей характеристикой любого технологического процесса является целенаправленность, то есть наличие у него определенной цели. Без ясной и четко поставленной цели технологического процесса быть не может. Сама его суть состоит в том, чтобы служить достижению какой-либо социальной цели. Именно цель предопределяет содержание технологического процесса и его направленность.

Цель – это идеальный образ или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Выделяют несколько типов целей:

  1. Конкретная цель – четко сформулированный, идеальный образ результата деятельности.
  2. Абстрактная цель – это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется деятельность.
  3. Тактическая цель –это простая цель, достижимая в короткий промежуток времени.
  4. Стратегическая цель – это сложная цель, для достижения которой требуется длительное время и система тактических целей.
  5. Индивидуальная цель –это одна из множества целей, которые ставит перед собой отдельный индивид в процессе своей жизнедеятельности.
  6. Групповая цель –это цель малой группы, члены которой объединены общей деятельностью.
  7. Общественная цель– это цель, которую ставит перед собой общество в лице лидеров государства, правительства, политических партий, общественных объединений.
  8. Цель субъекта деятельности – это цель, которая возникает в результате внутреннего развития, собственной активности субъекта деятельности, связанная с его ответственностью за определенное дело.
  9. Цель, заданная из вне,- это объективное требование из вне, вызывающее активность, направленную на решение поставленных перед объектом управления задач.

Процесс определения цели в рамках технологии называетсяцелеполаганием. Целеполагание – это сложная аналитико-организационная деятельность. Его считают наиболее важной среди всех процедур технологического процесса. В процессе создания и реализации технологии целеполагание играет две важные функции:

  1. Целеполагание является отправной точной технологического процесса, интегрирует и согласует действия, входящие в технологический процесс, подчиняя их конкретным задачам, составляющим основную цель.
  2. Целеполагание способствует активизации основных факторов детерминации социальной деятельности: потребностей, интересов, стимулов и мотивов.

В основе процедуры целеполагания лежит процессформулирования цели, как идеального образа будущего результата деятельности. В ходе формулирования цели определяются основные требования к результату деятельности, критерии идеального состояния объекта социального воздействия.  При формулировании цели следует стремиться к тому, чтобы цель была обоснованной, ясной, четкой, достижимой, не нарушала законы развития объекта воздействия, не противоречила целям более высокого порядка.

В процедуру целеполагания включается процессразложения генеральной цели на подцели и задачи. Результатом данной процедуры является построение«дерева целей».

Дерево целей – это логическое структурное образование, отражающее взаимосвязь множества подцелей и задач разного содержания, их согласование для достижения главной цели  в рамках определенной социальной деятельности.

На вершине дерева целей находится главная цель, которая определяет направление всей социальной деятельности. По принципу «от общего к частному» главная цель расчленяется на подцели, а подцели, в свою очередь, - на конкретные задачи.

В рамках целеполагания рекомендуется также продуматьалгоритм основных действий, которые необходимо будет предпринять для достижения поставленной цели.

И, наконец, процедура целеполагания включает процесс выбора средств достижения цели. Цель без определения средств ее достижения – лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая опоры в реальной действительности.

В целом процедуру целеполагания можно представить в виде суммы следующих действий:

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ = ФОРМУЛИРОВКА ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ +

РАЗЛОЖЕНИЕ ЦЕЛИ НА ПОДЦЕЛИ И ЗАДАЧИ +

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ +

ВЫБОР СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

5. Социальная проблема как организационный фактор

технологического процесса

Любой технологический процесс, в том числе и в социальной работе, неразрывно связан с той или иной проблемой, ее постановкой, осмыслением и решением.

Понятие «проблема» произошло от греческого слова «problema», которое в русском языке имеет насколько значений «выступ», «преграда», «задача», «спорный вопрос». В широком смыслепроблема – это нежелательноеположение, неприемлемое условие; сложная теоретическая или практическая задача, требующая изучения и решения.

Проблемы являются неотъемлемой частью социального функционирования, они возникают во всех сферах человеческой жизнедеятельности, на всех уровня социальной организации от отдельного индивида до крупных социальных образований. Выделяют производственные, техногенные, экологические, научные, культурные, духовные, экономические, политические, управленческие и другие виды проблем.

Для социальной работы особое значение имеют социальные проблемы.

Социальные проблемы – это затруднения в функционировании и развитии социальных субъектов разного уровня.

Социальная проблема обычно возникает на основепротиворечий между потребностями, интересами, ожиданиями, требованиями социального субъекта и возможностями их реализации, которые зависят как от личного потенциала социального субъекта, так и от условий среды, в которых он находится. Указанные противоречия осложняют процесс функционирования и развития социальных субъектов, создают ситуацию, когда у конкретного социального субъекта формируется неблагоприятное состояние, которое в зависимости от длительности существования проблемы может варьироваться от легкого дискомфорта до глубокого кризиса.

Сложность решения социальных проблем напрямую зависит от их масштаба. С точки зрения масштаба выделяют:

  1. Глобальные социальные проблемы – это проблемы, затрагивающие интересы значительной части человечества, для разрешения которых требуется участие большинства стран мира.
  2. Проблемы крупных социальных образований – это проблемы, которые распространяются на отдельные страны, регионы, национально-этнические, религиозные сообщества.
  3. Проблемы отдельных сфер общественной жизнедеятельности – это проблемы, затрагивающие социально-экономические, социально-политические, культурные, духовно-нравственные или собственно социальные отношения субъектов общественной жизнедеятельности.
  4. Проблемы отдельной социальной общности, социального слоя, социальной группы.
  5. Личностные проблемы – это затруднения, возникающие в жизни отдельного человека и вызывающие состояние неудовлетворенности жизнью.

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего, личностные проблемы. Распознание, исследование и решение личностных проблем составляет содержание технологического процесса в социальной работе.

Личностная проблема возникает тогда, когда человек попадает в какую-либо трудную жизненную ситуацию, сталкивается сжизненным затруднением. При этом одни жизненные затруднения преодолеваются человеком посредством его личных ресурсов, знаний, опыта, а другие требуют поиска новых знаний, дополнительных ресурсов, наращивания жизненного опыта. В первом случае жизненное затруднение трансформируется вжизненную задачу, во втором – вжизненную проблему. То есть само жизненное затруднение не составляет проблему. Для ее возникновения необходимо осознание невозможности разрешения данного жизненного затруднения наличными средствами.

Жизненное затруднение – это препятствие на пути реализации потребностей и интересов человека.

Жизненная задача – это осознание человеком возможности разрешить жизненное затруднение с помощью личных знаний, опыта, имеющихся в распоряжении ресурсов.

Жизненная проблема  - это осознание человеком невозможности разрешения жизненного затруднения посредством наличных знаний, опыта, имеющихся в распоряжении ресурсов.

Из данного определения следует, что в жизненную проблему входят два основных слагаемых:

  1. Объективное слагаемое –жизненное затруднение.
  2. Субъективное слагаемое –осознание невозможности разрешить жизненное затруднение имеющимися в распоряжении средствами.

Граница между жизненной проблемой и жизненной задачей условна. То, что человеку порой кажется жизненной проблемой, при детальном рассмотрении может оказаться жизненной задачей, и наоборот.

Поведение человека в ситуации жизненного затруднения зависит от таких индивидуальных качеств кактемперамент, характер, сила воли, знания, жизненный опыт, физический, психический и духовный потенциал и др. Одно и то же жизненное затруднение может рассматриваться одним человеком как жизненная задача, а другим как жизненная проблема. Одни легко справляются с жизненными проблемами, быстро и решительно переводя их в жизненные задачи, другие завязают с них надолго, избегая принятия ответственных шагов и решений.

Выделяют рациональный и иррациональный тип поведения в проблемной ситуации.

Рациональное поведениескладывается изадекватного осознания факта наличия жизненной проблемы, ее точной формулировки, оценки и мобилизации  имеющихся в распоряжении ресурсов, поиска недостающих ресурсов, определения стратегии   преодоления проблемы и организации действий, направленных на реализацию данной стратегии.

Иррациональное поведение связано сигнорированием проблем, излишней мнительностью, «раздуванием» проблемы, чрезмерной рефлексией, восприятием проблем как личного достоинства, смирением с проблемой, стоическим терпением, ожиданием саморазрешения проблемы, стремлением переложить решение проблемы на других.

Источники жизненных проблем делят на три группы:

  1. Внешние источники – это объективные внешние обстоятельства, вызывающие жизненное затруднение (природные, техногенные, социальные катаклизмы).
  2. Внутренние источники – это индивидуальные особенности человека, порождающие трудности его функционирования и развития (искаженные представления о самом себе, неадекватная самооценка, искаженные представления о жизненной ситуации, неадекватное представление о личных ресурсах, завышенный уровень притязаний, неадекватность действий в проблемной ситуации: паника, отчаяние, пассивность).
  3. Неосознаваемые источники – это бессознательные, психологические причины жизненных затруднений (психологические комплексы, акцентуации характера, неосознанные побуждения, аффективные действия).

Жизненные проблемы очень разнообразны. К наиболее распространенным типам жизненных проблем относятся:

  1. Проблемы выживания – это проблемы реализации основных потребностей человека, обеспечения физического существования, обретения положительного психологического самочувствия,  сохранения социального положения, репутации, статуса, душевной и духовной гармонии.
  2. Проблемы адаптации –это проблемы приспособления человека к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности.
  3. Проблемы личностного самоопределения – это проблемы выбора, который связан с определением и утверждением своей личной позиции в отношении наиболее важных вопросов жизнедеятельности и развития человека (профессиональное самоопределение, семейное самоопределение, духовное самоопределение и др.).
  4. Проблемы социального признания – это проблемы, связанные с потребностью в принятии человека значимой для него группой, положительной оценки, одобрения, признания личностной самоценности индивида.
  5. Проблемы личностного самоутверждения –это проблемы «поиска себя» в разных сферах жизнедеятельности (в учебе, профессиональной сфере, в быту, в семье и др.).
  6. Проблемы сотрудничества – это проблемы организации совместной продуктивной жизнедеятельности.
  7. Проблемы коммуникации – это проблемы налаживания положительных контактов, установления взаимопонимания, обмена информацией.
  8. Проблемы саморегуляции и саморазвития – это гармонизации отношений с собой и окружающим миром, самопознания и самосовершенствования, изменения себя, своего поведения, знаний, опыта, поиска и развития способностей, талантов.

Институт социальной работы занят решением следующих групп личностных проблем социального характера:

- проблема социализации, ресоциализации, воспитания и образования,

- проблема охраны и восстановления здоровья,

- проблема регулирования социальной адаптации человека,

- проблема гуманизации общественных отношений,

- проблема восстановления социального статуса, защиты законных прав и интересов,

- проблема стабилизации и развития семьи, охраны отцовства, материнства и детства,

- проблема сиротства,

- проблема социальной дезадаптации детей, безнадзорности и беспризорности,

- проблема становления и развития молодого поколения,

- проблема одинокой, беспомощной старости,

- проблема инвалидности,

- проблема вынужденной миграции,

- проблема безработицы,

- проблема малообеспеченности, бедности, нищеты,

- проблема напряженности межэтнических отношений,

- проблема девиантного поведения, в том числе бродяжничества, бездомности, проституции, суицида, агрессивности, экстремизма, хулиганства, вандализма и др.,

- проблема аддиктивного поведения, в том числе алкоголизма, наркомании, токсикомании, пристрастия к азартным играм и др.,

- проблема делинквентного поведения и его последствий, в том числе пребывания в местах лишения свободы.

Социальная работа с личностными проблемами клиента – дело не только сложное, но и очень деликатное. С одной стороны она требует рациональности, соблюдения технологической последовательности, определенного порядка, соблюдения этапов социального воздействия. С другой стороны, она включает очень важные моменты сопереживания, моральной поддержки, психологической помощи, требует от специалиста особого такта при проникновении в мир личной жизни клиента, не допускает использование штампов и шаблонов, несовместима с казенщиной и бездушием.

С технологической позиции в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться определенных принципов:

- системный подход при анализе и решении личностных проблем,

- содействие мобилизации личностных ресурсов клиента, опора на его потенциал, физические и духовные силы (личностную проблему должен решать сам человек, специалист лишь ориентирует, направляет, помогает, поддерживает в поиске дополнительных ресурсов),

- четкое соответствие методов и средств воздействия решаемым проблемам,

- постоянный контроль над эффективностью применяемых методов и средств социального воздействия,

- своевременная коррекция содержания социального воздействия в процессе работы в соответствии с социальным самочувствием клиента.

При соблюдении данных принципов технологический процесс становится более эффективным и приносит значимые социальные результаты в виде качественного решения проблемы клиента.

Контрольные вопросы и задания:

  1. В чем состоит сущность технологического процесса в социальной работе?
  2. Опишите основные составляющие технологического цикла.
  3. Назовите и дайте краткую характеристику основным компонентам структуры технологического процесса.
  4. Какие основные этапы входят в содержание технологического процесса в социальной работе? Назовите действия специалиста, входящие в каждый из данных этапов.
  5. Что такое цель? Какие типы целей вам известны?
  6. Опишите процедуру целеполагания в технологическом процессе социальной работы.
  7. Объясните, что такое социальная проблема.
  8. Какова связь между понятиями «жизненное затруднение», «жизненная проблема» и «жизненная задача»?
  9. Что представляет собой личностная проблема? От чего зависит успешность ее преодоления?

Рекомендуемая литература:

  1. Акофф Р. Искусство решения проблем. – М., 1982.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие. - М.: Рос. пед. агентство, 1998.
  3. Вульфов Б.З. Социальные проблемы: вопросы теории и практики. – М., 1994.
  4. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологии социального управления: Дис. … доктора филос. наук. – М., 1995.
  5. Колесникова Т.И. Мир человеческих проблем. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во  ДВГТУ, 2002.
  7. Технология социальной работы: Учебное пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ИНФРА-М, 2002.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Специфика конфликтологии в социальной работе. Субъекты конфликта в социальной работе

2. Технологический процесс производства цемента

3. Технологический процесс производства арматуры

4. Торгово-технологический процесс продажи кофе

5. Технологический процесс обработки детали ДБ59.201.08.01

6. Технологический процесс изготовления заданной детали Вал ведомый

7. Технологический процесс сборки и сварки основания колонны поворотной

8. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИГОТОВЛЕНИЯ КУЛИНАРНЫХ БЛЮД И КОНДИТЕРСКОГО ИЗДЕЛИЯ

9. Технологический процесс допечатной подготовки журнального издания технической литературы

10. Психодиагностика в социальной работе