Основные инструменты государственного антикризисного регулирования деятельности предприятий

Работа добавлена: 2016-05-10





Билет 16

1. Основные инструменты государственного антикризисного регулирования деятельности предприятий

Антикризисноерегулирование содержит меры организационно-эконом-го и нормативно-правового воздействия со стороны гос-ва, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвр-ние банкр-тва или ликвидацию в случае неэфф-ти его дальнейшего функц-ния.

Вид политики

Подъем экономики

Кризис

1. Денежно-кредитная политика

Сокращ-ие ден. массы

Увелич-е ден. массы

2. Фискальная политика

Увеличение налогов и сокр-ие расходов бюджета

Сокращение налогов и увел-ие расх-в бюджета

3. Политика з/п

Понижение з/п

Повышение з/п

4. Инвестиционная политика

Сокр-ие гос.расходов на инвест-е

Увел-ие гос.инвестиций

1)Денежно-кредитная политика. В основе лежит теория монетаризма.

Монетарная полтика – это действия прав-ва, влияющих на кол-во денег в обращении, т.е. на ден. предложение.

Механизм воз-ия монетарной политики на объем национального пр-ва:

1. ЦБ м. увел-ть (сокращать) ден. предложение. Реакцией на это действие м. служить падение (рост) % ставки.

2. Изменение условия % ставки (ставки рефинансирования) увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос.

3. Изменение инвестиций отражается на объеме вал.нац. продукта (ВНП).

2)Фискальная политика. Проявление фискальной политики:

- изменение правительственных расходов. Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что ведет к падению пр-ва, доходов и занятости. Рост правит-х расходов увел-т сов.спрос.

- рост налогов сокращает располагаемый доход. Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов = их приросту умноженному на мультипликатор. Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект.

Мультипликатор правительственных расходов:

, МРС – склонность к потреблению или расходам.

, гдеMPS – склонность к сбережению, МRт – мультипликатор налогов.

МPC+MPS=1

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение расходов и правительственных налогов приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть к-го состоит в том, что одинаковое по величине изменение расходов и налогов приводит к изменение ВНП на ту же величину.

ФП м. носить стимулирующий или сдерживающий хар-р.

4)Инвестиционная политика. Нацелена на регулирование темпов роста пр-ва, на ускорение НТП, на изменение отраслевой структуры экономики.

5)Промышленная политика.

1 мера – обеспечение учета интересов всех участников ее осущ-ия; 2 мера – сочетание мер гос.рег-ия и рын. Механизмов; 3 мера – адресный хар-р мероприятия; 4 мера – система договорных отношений и конкурсная основа д/ее участников; 5. мера – гос.рег-ие промыш-го региона, в том числе реструктуризация пред-ия, фин. мониторинг, формир-ие ин. поддержки промыш-ти.

6)Ценовая политика гос-ва.Состоит в рег-ии цен на важнейшие товары (ТНП – тов.первой необх-ю) с помощью определения предельных цен или предельных коэффициентов и изменения цен.

7)Внешнеэкономическая политика.Предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок.

8)Социальная политика.Вложение ден.ср-в в соц.политику улучшает «климат» внутри гос-ва.

9)Прогнозирование и планирование.Из рез-м явл-ся осн-ые макроэкономические пок-ли в плановом периоде: ▪ уровень инфляции; ▪ темп роста ВНП; ▪ дефицит или профицит бюджета; ▪ % ставки.

2. Источники инвестиций при ограниченных финансовых ресурсах.

Инвестиции - это размещение капитала, денежных средств в целях получения доходов в будущем периоде. Одним из важнейших факторов устойчивого развития национальной экономики являетсяобъем инвестиций.

К источниками инвестирования м. отнести:

1) собственные финансы;

2) продажа основных фондов, в частности земельных участков;

3) финансы, привлеченные от продажи акций, средства, направляемые промышленными группами на безвозмездной основе, благотворительное или иные взносы;

4) ассигнования из госбюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, государственных внебюджетных фондов.

5) заемные средства, в состав которых входят кредиты, займы и облигации.

Для более полного анализа источников инвестиций их необходимо разделить на следующие группы:

1)бюджетное финансирование. Применение данного инвестирования весьма трудоемко ипроблематично. Особенно заметно сокращаются финансовые поступления из федерального бюджета. Такая тенденция объясняется ростом государственного долга, низким уровнем собираемости налогов, контролем расходов;

2)государственное финансирование. Проводится в рамках государственной политики на федеральном и региональном уровнях. Выделяют 4 уровня гос. инвестирования: прямое кредитование (на льготной основе), долевое участие (инвестирование ч/з вкладчика, часть жен. ср-в за счет коммерческих структур), дотации (выделение ден. ср-в на определенный объект на безвозмездной основе) и осущ-ие гарантий по кредитам (предостваляется правительством);

3)собственные накопления предприятий и орг-ций.По сути, накопление фин. ресурсов на предприятии не происходит. Причиной тому явл-ся высокий уровень инфляций, что обуславливает обесценивание амортизационных фондов и об.ср-в предприятия.

4)иностранные инвестиции в экономику международных предприятий, гос-х оргнов. Ин. инвестиции делятся на государственные, частные и смешанные. Гос-ые исходят от правительства (займы, кредиты или помощь), частные от частных инверторов, смешанные – это взаимосвязь гос-х и частных.

По хар-ру исп-ия ин. инвестиции делятся на предпринимательские и ссудные. Предпринимательские направлены на развитие бизнеса с целью получения девидентов. Ссудные инвестиции предоставляются на заемной основе с целью получения %. Важная роль отдана портфельным и прямым инвестициям. Прямые инвестиции включают вложение, при к-м приобретается право управлять деят-ю пред-ия. Портфельные инвестиции подразумевают контроль за совершаемой деят-ю. Распространение ин. инвестиций характеризуются развитием деят-ти транснациональных корпорация и увеличение размера пр-ва.

5)сбережения населения (чаще в наличной форме) и др.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации

2. Эффективность государственного регулирования транспортной деятельности региона на примере Администрации города Смоленска

3. Роль и функции антикризисного регулирования

4. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Запада в 80-е - 90-е годы. Дискуссии о степени и формах государственного регулирования

5. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления

6. Инструменты регулирования национального рынка

7. Понятие предпринимательского права. Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности

8. Органы регулирования деятельности субъектов естественной монополии. Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

9. Задачи подразделений Государственного энергетического надзора территориальных органов Ростехнадзора Приволжского федерального округа и критерии оценки (показатели эффективности) деятельности инспекторского состава при осуществлении государственного энерге

10. Методы государственного регулирования валютного курса