Научная картина мира и ее исторические фирмы

Работа добавлена: 2016-05-12





Билет №18

1.18. Научная картина мира и ее исторические фирмы

Научная картина мира - целостная система представлений об объективных и закономерных свойствах действительности, основанная на обобщении и синтезе научных понятий и принципов. Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, ее отологическая составляющая. Она исследует связь научных теорий и других концептуальных структур с реальным бытием, их соответствием этому бытию.

Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии. Европейская наука начала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении более чем двух столетий. Парадигмальными для классической науки были, как известно,механика Ньютона, классическая космология, электродинамика Максвелла, термодинамика Клаузиуса, теория эволюции Дарвина, физиология Павлова, теория бессознательного Фрейда и т.д. Несмотря на очевидное содержательное различие перечисленных концепций классической науки, все они исходили из неких общих принципов, которые считались единственно научными. К ним относятся принцип детерминизма (господства однозначных причинно-следственных отношений между явлениями), принцип чистой объективности научного знания, принцип абсолютной истинности научного знания, принцип невозможности альтернативных научных истин об одном и том же предмете (по каждому вопросу существует только одна истина, и тот, кто ее находит, знает все, что вообще можно знать об этом предмете), принцип непрерывного, постепенного развития науки, принцип наличия универсального научного метода и пр.

В классической научной картине мира фундаментом мироздания являлись неделимые корпускулы (атомы), из которых построены все тела (жидкие, твердые, газообразные). Взаимодействие атомов и тел осуществлялось путем мгновенной передачи сил (дальнодействие) и подчинялось жесткой детерминации (лапласовский детерминизм).

Процессы взаимодействия атомов и тел протекали в абсолютном пространстве в рамках абсолютного времени. Если посмотреть на механическую картину мира с позиций системного подхода, то обнаружится, что здесь системы просты. Свойство системы однозначно определялось свойствами составляющих ее элементов. Элемент вне системы и внутри нее обладал одними и теми же свойствами. Пространство и время рассматривались как внешние по отношению к системе (объекту), т.е. движение и взаимодействие тел никак не сказывалось на их характеристиках.

Итак, основные интенции классической научной картины мира: интенция на финалистскую систему знания, фиксирующую истину как бы в окончательном и завершенном виде; интенция на наглядность; на абсолютную истинность знания; на субстанциональность, выявление праосновы мира; на элиминацию из контекста науки субъективной деятельности; на единственность истины; на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного и иенроблвматизирусмого и т.д.

Сталкиваясь с более сложным типом системной организации объектов, наука вначале рассматривала их сквозь призму уже сложившихся онтологий и категориальной сетки, соответствующих простым системам. Но постепенно обнаружилась неадекватность подобных представлений. Накапливались факты, не укладывающиеся в их рамки, возникали парадоксы при попытках объяснения новых фактов. Эти ситуации характеризуются в терминологии Т. Куна как аномалии и кризисы, выступающие преддверием научных революций.

Аномалии и кризисы подготавливали переход к новым пластам реальности, которые постепенно укоренялись в различных областях науки. В физике это была эпоха разработки квантово-релятивистских представлений. В ходе создания квантовой механики обнаружились ограничения использования для описания микромира фундаментальных понятий классической механики. Характеристики объектов микромира не укладывались в рамки представлений о механических системах. Микрообъекты обладают дуальными корпускулярно-волновыми свойствами. При описании их взаимодействий обнаружились ограничения на совместное использование привычных в классической физике величин координаты и импульса, энергии и времени (соотношение неопределенности). Обнаружились изменения свойств элементарных частиц при их включении в более сложные микрообъекгы (атомное ядро, атом, молекула).

Выяснилось далее, что классическое понимание причинности как лапласовского детерминизма недостаточно для описания нового типа процессов. Оно должно быть дополнено вероятностной причинностью. Это все принято называть неклассической научной картиной мира.

В качестве парадигмальных наук неклассической научной картины мира можно назвать теорию относительности А. Эйнштейна и квантовую механику. Неклассическая наука, в отличие от классической, лишена наглядности. В неклассической научной картине мира субъект включен в контекст науки. Это приводит к изменению понимания предмета знания: им стала не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых средств и способов ее освоения субъектом. В неклассической научной картине мира могут быть две истины в одной и той же области знания по одному и тому же вопросу, например, как отметили выше, корпускулярно-волновой дуализм в квантовой механике.

Современная постнеклассическая научная картина мира расширяет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Термин «постнеклассика» в конце прошлого века был введен в научный оборот академикомB.C. Степиным. В основе постнеклиссичсской научной картины мира лежитсинергетика - теория самоорганизации, родоначальником которой является немецкий физикГ. Хакен.

Идея эволюции активно осваивалась наукой уже вXIX столетии и придал ей новое измерение. Был осуществлен переход от феноменологического описания эволюции к ее структурному описанию. Включение такого подхода в концепцию саморегулирующихся систем трансформировало понятие эволюции в новую систему представлений, которые можно интегрально охарактеризовать как переход к видению объектов исследования в качестве саморазвивающихся систем. В этой связи важно провести различение саморегулирующихся и саморазвивающихся систем. Концепция саморазвития включает в себя представления о саморегуляции, во не сводится к ним. Саморазвивающиеся (исторически развивающиеся) системы представляют собой более сложный тип системной организации. Этот тип системных объектов характеризуется развитием, в ходе которого происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать новые уровни. Причем каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую целостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы. Вместе с тем перестраивает блок управления, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей.

На каждом этапе своей исторической эволюции саморазвивающаяся система сохраняет открытость, обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой. Но характер этой открытости меняется со сменой типа самоорганизации, адаптирующей систему к окружающей среде. Изменение же типа самоорганизации - это качественная трансформация системы. Оно предполагает фазовые переход На этих этапах прежняя организованность нарушается, рвутся внутренние связи системы, и она вступает в полосу динамического хаоса. На этапах фазовых переходов отличаются возможные направления развития системы. В некоторых из них возможно упрощение системы, ее разрушение и гибель в качестве сложной самоорганизации. Но возможны и сценарии возникновения новых уровней организации, переводящих систему в качественно новое состояние саморазвития.

Синергетика учит видеть мир нелинейно, она учит тому, что наша Вселенная не закрытая система, а открытая, благодаря чему способна к расширению и развитию. Закрытые системы - тупики эволюции.

С постнеклассической научной картиной мира связано новое понимание холизма - целое обладает свойствами, никак нередуцируемыми к свойствам составляющих его частей.

Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применениепостаналитического способа мышления: 1) исторического; 2) критико-рефлексивного и 3) теоретического. Постаналитизм как бы заглядывает за аналитический горизонт, видит все многообразие современной действительности, выражает претензию на некий синтез дисциплинарного и гуманитарного словарей, на укоренение эпистемологии в социальной теории. Он предполагает учет взаимоотношений научных и вненаучных факторов.

2.18.Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных традициях

Разные эпохи и культуры, разные религии и философские течения через века давали свою концепцию смысла жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни плавное и как построить свою жизнь, чтобы это "главное» не упустить. В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывался в контексте Высшего Начала и его проявлений (Бога и богов), в контексте законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего Блага для человека и из него добродетелей. Это порождало особую систему высших этих моральных ценностей, высших законов иди, для кого-то, «заповедей", которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стояла одна и та же сокровенная задача, один и тот же сокровенный смысл жизни: стать ближе к Богу дляодних, к богам - для других, или к Божественным для третьих, а для немногих - даже слиться с Богом или Божественным в единое целое.

3.18.Системные исследования и системное проектирование

Методология поиска решений проблемы является одним из подразделов теории системных исследований, которая в свою очередь строится на общих закономерностях, постоянно открываемых и переосмысливаемых различными отраслями науки. Так как наибольшее число трудов, посвященных творческой (созидательной) деятельности, относится к разработке теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), в данной работе этой теме посвящена глава, позволяющая проследить развитие сравнительно недавно возникшего на стыке прикладных и фундаментальных наук направления методологии поиска решений технических проблем.Системный подход есть один из элементов материалистической диалектики (общих закономерностей развития объективной действительности). Развитие системных представлений характеризуется постепенным переходом от простого к сложному - от структурных понятий к методам функционирования, которые определяют эффективность систем.

С позиций набора всеобщих характеристик системы подразделяются на:

Следующим основным шагом после этой операции - представления объекта в виде системы - является системное исследование объекта. Полное и правильное представление о системе можно получить лишь осуществив это исследование в трех аспектах: предметном, функциональном и историческом. Системное проектирование понимается как междисциплинарный подход и средства, делающие возможным создание успешных систем. Оно фокусируется на определении нужд потребителя и требуемой функциональности в начале цикла разработки, на документировании требований, последующем конструкторском синтезе и аттестации системы с учетом всей полноты стоящих перед ней задач: операции, производительность, проверка, затраты и планирование, обучение и поддержка, ликвидация системы. Система - целостное образование, состоящее из взаимосвязанных (взаимодействующих) компонент (элементов, частей) и обладающее свойствами, не сводимыми к свойствам этих компонент и не выводимыми из них.

В приведенном определении зафиксировано основное свойство системы - ее целостность, единство, достигаемое с помощью определенных взаимосвязей (взаимодействий) элементов системы и проявляющееся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают.

18.экологических проблем человечества

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

2. Малые организационные формы: венчурные фирмы, фирмы-отпрыски

3. Клиническая картина казеозной пневмонии

4. Богатыри картина Виктора Васнецова

5. Девочка с персиками картина русского живописца Валентина Серова

6. Культурология как научная дисциплина

7. Острый панкреатит, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лапароскопическая картина

8. Прикрытая перфоративная язва. Клиника, эндоскопическая и видеолапароскопическая картина, особенности лечения

9. Философская антропология как научная и учебная дисциплина

10. Специфика научного познания. Научная рациональность