Новости

Наука в культуре античного полиса

Работа добавлена:






Наука в культуре античного полиса на http://mirrorref.ru

Билет №13

  1. Наука в культуре античного полиса

Хозяйственная и политическая жизнь античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали между собой проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деятельности. Идеал обоснованного и доказательного знания складывался в античной философии и науке под воздействием социальной практики полиса. В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал социально значимые решения, пропуская их через ряд конкурирующих предложений и мнений на народном собрании. Диалог велся между равноправными гражданами, единственным критерием была обоснованность предлагаемого норматива. Подобные установки требовали специального развития логики, где и вырабатывались общие безличные правила доказательного мышления и изложения. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания. Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем (аксиоматическая теория Евклида в книге «Начала геометрии»).

ЗаслугаФалеса состоит в том, что он первым положил начало логическим доказательствам теорем в геометрии и тем самым спо- собствовал дедуктивному построению науки. В последствии большое влияние на науку оказалПифагор, который активно знакомился с трудами пред науки и старался получать теоремы при помощи чисто логического мышления, вне конкретных представлений.

Таким образом, математика для древних греков была средством познания природы. Именно в Древней Греции осуществлялось познание ради познания, которое составляет неотъемлемую черту научного знания.

ВIV в. до н.э. научная жизнь концентрировалась вокругПлатонаи созданной им академии. Он положил начало диалектическому методу обнаружения истины через противоречия во мнении собеседника. Ученик ПлатонаАристотель стоял у истоков первой естественнонаучной картины мира, опирающейся на «принцип спасения явлений». Этот принцип говорил нам, например, о том, что тяжелые тела падают быстрее, чем легкие, или о том, что никакое движение не может продолжаться до бесконечности. На указанный принцип опиралась и оформившаяся в античности геоцентрическая картина мира.

Таким образом, в Древней Греции оформился взгляд на мир как на взаимосвязанное целое, проникающее во все сущее и доступное сверхчувственному созерцанию. Для судеб науки этот взгляд имел важное значение, так как утверждал такой фундаментальный для науки принцип, как принцип причинности.

Все это в совокупности можно назвать прообразом будущей классической науки, в формировании которой существенную роль сыграла борьба с антропоморфизмом, завершившаяся оформлением программы архэ, т.е. поиском естественной монистической основы мироздания.

Античная наука все же погибла под натиском христианства. Причины были следующие: 1) умозрительный характер античной науки; 2) обособленное развитие теоретического знания, понимаемого как эпистэме, и практического ремесла, отождествляемого с технэ;

  1. эксперимент как способ искусственного воздействия на объект с целью его изменения и преобразования не был известен античности;
  2. не было надежных средств хранения и передачи информации.
    1. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (А.А. Богданов, В.И. Вернадский, Л. Фон Берталанфи, В.Н. Беклемишев)

Принцип системности, сформировавшийся в биологии, предстает ныне в своей универсальности как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях учета сложнейшей и многообразной дифференцированности знания об этом объекте. Системный подход в современной науке отражает реальный процесс исторического движения познания от исследования единичных, частных явлений, от фиксации отдельных сторон и свойств объекта к постижению единства многообразия любого целого.

Богданова называют русским предшественником кибернетики. Его предложение заключается в объединении всех человеческих, биологических и физических наук, рассматривая их как системы взаимоотношений и поиска организационных принципов, лежащих в основе всех типов систем.Его основной труд - «Тектология». Основные идеи:

  1. изоморфизм строения и развития самых различных систем («комплексен») независимо от того материала, из которого они состоят (атомные, молекулярные, биологические, социальные); 2) конкретная реализация любой организационной структуры сочетает в себе свойства многих организационных структур; 3) строение процессов, происходящих в сложных структурах, часто типично для гораздо более простых организационных структур; 4) любая система находится в непрерывном изменении, в ней нет ничего постоянного. Исходя из взаимодействияизменяющихся элементовв системах, Богдановвыделяет некоторыевиды комплексов, различающихся по степени их организованности: организованные, неорганизованные и нейтральные.Opганизованный комплекс определяется в тектологии на основе принципа «целое больше суммы своих частей», при этом, чем больше целое отличаете от суммы самих частей, тем более оно организовано.«Нонепотомубы в нем создавались из ничего новые активности, а потому,чтоего наличные активности соединяются с меньшой потерею, чем противостояние им сопротивления...» В неорганизованных же комплексах целое меньше суммы своих частей. И, наконец, в нейтральных комплекса,  целое равно сумме своих частей. Среди множества организационных форм А.А. Богданов выделяет два универсальных типа систем: централистический и скелетный. Для систем первого типа характерно наличие центрального, более высокоорганизованного, комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа, напротив, образуются за счет равных по своей организованности низших комплексов.

Комплексы имеют организационные, формирующие механизмы:

  1. конъюгация (соединение комплексов);
  2. ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой);
  3. дезингрессия (распад комплекса).

Механизмы изменения систем:

1) консервативный подбор (система в определенный промежуток Времени не меняет свою структуру);

2) прогрессивный подбор (изменение комплекса, развитие его структуры);

а)положительный подбор (в системе увеличиваются неоднородность компонентов и количество внутренних связей, таким образом повышается ее сложность и степень автономии частей; обычно повышается не только эффективность организации, но и ее неустойчивость);

б)отрицательный подбор (повышает порядок и однородность, уровень централизации и координации отдельных действий; структурную целостность и устойчивость системы, но одновременно снижает ее функциональную эффективность).

Направленность подбора, от которого зависит возникновение форм организации, относительно стабильна в неизменной среде; наоборот, в быстро изменяющейся среде подбор идет то в одном, то в другом направлении.

Динамическое равновесие и «закон наименьших». А.А. Богданов различает системы уравновешенные и неуравновешенные, пишет возможностях их перехода из одного состояния в другое. Он рассматривает равновесное состояние системы не как раз и навсегда данное, а как динамическое равновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития постепенно утрачивает это качество и переживает такое состояние, как «кризис», а преодолевая его, приходит к новому равновесию на новом уровне своего развития. Структура любой системы рассматривается А.А. Богдановым как результат непрерывной борьбы противоположностей, сменяющей одно состояние равновесия системы другим. Богданов также считает, что только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы, поддержание ее равновесия. Внешняя среда видится как одна из главных факторов, определяющих строение организации. Система у Богданова не просто взаимодействует со средой, она, будучи структурно связанной с ней, адаптируется к изменениям и коэволюционирует со средой.

Одной из ключевых концепций тектологии Богданова является «закон наименьших» — идея о том, что стабильность системы определяется стабильностью ее самого слабого звена. Укрепление слабейших точек соответствует и другому тектологическому правилу - пропорциональности между элементами единой системы. Развитием такого подхода фактически являлись практические меры, которые были направлены на опережающее развитие некоторых отраслей и производств, представляющих собой узкие места, сдерживающие социально-экономический прогресс страны в целом.

Теория А. А. Богданова интересна тем, что представляет собой анализ многих чисто гуманитарных проблем, но в совершенно новой трактовке. Типичное употребление понятия системы, характерное и для современной науки: «организованное целое оказалось на самом деле (фактически больше простой суммы своих частей, но не потому, что в нем создавались из ничего новые активности, а потому, что его наличные активности соединяются более успешно, чем противостоящие им сопротивления». Работу Богданова следует рассматривать как стремление к созданию общей организационной науки.

Обобщающая наука, о которой мы говорим, называется общей теорией систем, она создана канадским ученымКарпом Людвигом фон Берталанфи (1901-1972) с пристальным вниманием к биологическим системам. Создавая свою организмическую теорию Л. фон Берталанфи положил в ее основу представление о том, что живой организм не является неким конгломератом отдельных элементов, а выступает как определенная система, обладающая свойствами целостности и организованности.

Основные задачи общей теории систем по Берталанфи:

  1. формулирование общих принципов и законов систем независимо от их специального вида, природы составляющих элементов и отношений между ними;
    1. установление путем анализа биологических, социальных и бихевиоральных объектов как систем особого типа точных и строгих законов в нефизических областях знания;
    2. создание основы для синтеза современного научного знания в результате выявлении изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности.

Несколько позже Берталанфи развил представления о неравновесности живого организма, введя термин «открытые системы», ныне широко используемый в синергетике. Он рассматривал стационарные состояния в неравновесной живой системе, которые он определил как «текущее равновесие». На основе обобщения физических, в частности термодинамических, представлений он разработал свою теорию биологических организмов, рассматривая организм как целостную сложную иерархическую систему. По существу, в применении к биологии он предложил и использовал метод системного анализа, активно применяемый сейчас в науке и технике. В частности, им высказана идея о том, что системная организация - основа точной биологии. Организм - пространственное целое, проявляющееся во взаимодействие частей и частных процессов. Процессы в живом организме обусловливаются целостной пространственной системой, подчиненной жесткой иерархии.

Организованность системы предполагает наличие иерархических уровней организации: каждый предыдущий уровень входит в последующий, образуя единое целое живой системы. Таким образом представление уровней организации органично сочетается с целостностью организма. Критерием выделения основных уровней являются специфичные дискретные структуры и фундаментальные биологические взаимодействия. Системно-структурные уровни организации живого определяются по выделенным специфическим взаимодействиям.На каждом уровне выделяют элементарную единицу и элементарные явления.

Элементарная единица - это структура, закономерное изменение которой приводит к элементарному явлению. Элементарной единицей на молекулярно-генетическом уровне является ген, на клеточном - клетка, на организменном - особь, на популяционном - совокупность особей одного вида - популяция. Совокупность элементарных единиц и явлений на соответствующем уровне отражает содержание эволюционного процесса.

Представления о целом и части, используемые не только в системном анализе, но и в философии, полезны в применении их к изучению живого, поскольку живым организмам присущи гармоническая иерархичность и целевая функция. Действительно, рассматривая

любые явления и свойства живой и поживой природы, мы обязательно сталкиваемся с проблемой целого и части: все наблюдаемые объекты являются частями более общего понятия, целого, и в свою очередь состоят из каких-то частей.

Относительно живою организма как целостной системыН.Л. Энгельгард выделял три признака, характеризующих взаимоотношения между целым м частями. Первый - возникновение в системе взаимодействующие связей между целым и частями. Второй - утрата некоторых свойств частей при вхождении их в состав целого. И, наконец, третий - появление у возникающею целого новых свойств, определяемых как свойствами основных частей, так и возникновением новых связей между частями.

Такой точки зрения придерживался глобалист естествоиспытательВ.И. Вернадский. Им же было введено понятие живого вещества и сформулированы биогеохимические принципы. Под живым веществом он понимал совокупность всех живых организмов нашей планеты, рассматривая биосферу как некое системное образование на основе внешней геологической оболочки Земли, включающее в себя как живое вещество всей планеты, так и среду обитания, которая преобразуется этим живым веществом. Тем самым были показаны роль живого вещества в процессе эволюции Земли и неотделимость развития биосферы от геологической истории планеты. Живое вещество активно участвует в круговороте веществ и энергии в земной коре, причем его энергия значительно больше, чем энергия косного вещества. Биосфера, по В.И. Вернадскому, включает в себя следующие элементы: живое вещество, косное вещество (без наличия живых организмов), биогенное, создаваемое и перерабатываемое организмами (газы, каменный уголь, известь, битум и т.д.), биокосное, возникающее при совместной деятельности организмов и абиогенных процессов (вода, почва, кора выветривания; таким образом, почву и осадочные породы можно рассматривать как результат преобразования биокосного вещества), радиоактивное вещество и вещество космического происхождения.

Вернадский предположил, что живое вещество биосферы выполняет и биогеохимические функции жизни, формирующие среду для существования живого. В этом смысле единство состава и функционирования живой природы, независимо от уровня представляющих их структур, - это биогеохимическое единство. Можно считать, что геохимические процессы в биосфере задаются живым веществом, и геохимические процессы - это биогеохимические процессы, и в этом состоит биогеохимическое проявление биосферы.

Заметим, что эволюцию Земли, образование и развитие биосферы Вернадский объединил тремя факторами макроэволюции

(космический, геологический и геохимический), которые самым тесным образом связаны с биологической эволюцией, все они объединяются в энергетических процессах биосферы.Таким образом, можно дать еще одно определение жизни как могучей геологической силы нашей планеты, формирующей облик Земли и создающей ее в образе живой планеты. Предполагается, что жизнь связана в целом с эволюцией Земли и влиянием на нес живого вещества. Заметим, что толькоширочайшее разнообразие животных, растений идругих форм жизни, возникшее сначала в виде простейших организмов (3-3,5 млрд лет тому назад), обусловило выполнение всех функций живого вещества.

Если Вернадский исследовал систему всех живых организмов и их  взаимодействия, то другой выдающийся ученый, академикВладимир  Николаевич Беклемишев (1890-1962), посвятил свои труды изучению  системной организации отдельных живых организмов. Как сравнительный анатом, В.Н. Беклемишев был ярчайшим представителем идеалистической морфологии, придающей главное значение плану строения организмов. Конечной целью сравнительной морфологии В.Н. Беклемишев считал построение естественной системы организмов, представляющей собой закон, согласно которому реализуется многообразие органических форм. Морфологические взгляды В.Н. Беклемишева суммированы в фундаментальном руководстве «Основы сравнительной анатомии беспозвоночных». В предисловии к третьему изданию этой книги Беклемишев указывал, что беспозвоночные отличаются от позвоночных тем, что единого плана строения у них не выявлено, не обнаружено сплошных рядов развития гомологичных органов. Поэтому он считал основной задачей сравнительной анатомии беспозвоночных — выявление основных планов строения и их развития, что позволяет рассматривать организм как целое с учетом эволюции.

Многообразие живых существ представляется безграничным и хаотичным, для его описания весьма полезен сравнительно-анатомический метод, который является одним из частных методов систематического описания многообразия органических форм. Сравнительная анатомия не является простым описанием, но в некотором смысле является объяснением, т.к. способствует нахождению естественного места для любого объекта (органа или ткани) в линииисторического развития организмов.

3.13.Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования

Если дисциплинарные исследования были связаны с дисциплинарной организацией науки, представляющей собой вторую научную революцию, то широкое применение междисциплинарных исследований приходится на вторую половинуXX в., что было связано с возникновением постнеклассической науки. По сути, междисциплинарные исследования представляют собой гуманитарные исследования, затрагивающие сферу двух или более дисциплин.Междисциплинарные исследования, поB.C. Степину, основаны на «парадигмальных прививках» - переносе представлений специальной научной картины мира, а также идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую. Это означает преобразование оснований науки без обнаружения парадоксов и кризисных ситуаций, связанных с ее имманентным развитием.

После формирования дисциплинарно организованной науки каждая дисциплина обрела свои специфические основания и свой импульс  внутреннего развития. Но это не значит, что науки стали автономными - они продолжают взаимодействовать между собой, и обмен парадигмальными принципами является важной чертой такого взаимодействия. Примеры трансляций парадигмальных установок имеются в самых разных науках: лингвистике, кибернетике, теории информации и т.д. Можно сказать, что междисциплинарные исследования:

а)обусловлены комплексностью объектов, подлежащих изучению;

б)связаны с переходом от познавательных целей к экономическим и социально-политическим целям.

Объектом междисциплинарных исследований является сплошная саморегулирующая система, а методом — моделирование, историческая реконструкция.

Проблемно-ориентированные исследования в современной науке играют важную роль, превращаясь в основу научной деятельности. В России в настоящее время осуществляется Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Документ в блоке «Генерация знаний» предусматривает, в частности, осуществление следующих мероприятий:

а)проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в областииндустрии наносистем и материалов;

б)проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по перспективным технологиям в областиинформационно-телекоммуникационных систем;

в)проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в областирационального природопользования;

г)проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в областиэнергетики и энергосбережения.

Проектно-ориентированные исследования часто носят социально-экономический характер. Эти исследования являются приоритетными для социально-экономической сферы деятельности. Они реализуются в рамках национальных программ и охватывают самые разные сферы экономики. В России, например, проектно-ориентированные исследования ведутся в области энергетики, экологии, нанотехнологии и т.д.

Наука в культуре античного полиса на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Античная наука: условия и предпосылки возникновения. Особенности античного типа научности. Основные достижения античного этапа развития науки

2. Реферат КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ

3. Реферат Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

4. Реферат Наука в культуре современной цивилизации

5. Реферат Наука в культуре традиционалистской и техногенной цивилизаций

6. Реферат Развитие Херсонесского полиса

7. Реферат Становление Афинского полиса

8. Реферат Культура античного средиземноморья

9. Реферат Сапфо (Сафо), первая поэтесса античного мира. Муза

10. Реферат КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США