Новости

Методы научного познания и их классификация

Работа добавлена:






Методы научного познания и их классификация на http://mirrorref.ru

Билет №19

  1. Методы научного познания и их классификация

Слово «метод» (греч.methodos) означает «путь исследования». Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности; 2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Оснований деления методов науки несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и методы изложения. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и социально-гуманитарных наук. Методы различаются и по другим основаниям.

В современной науке существует многоуровневая концепция методологического знания.

  1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности, поэтому таких методов множество: аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевнический и др.Они могут тесно переплетаться между собой (диалектический материализм Маркса).

Философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и опосредованно.

Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально существует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм и приемов, а в качестве гибкой и диалектической системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности.

  1. Общенаучные подходы и методы исследования. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

Характерные черты:

  • сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий;
  • возможность формализации частных наук, уточнения средствами математической теории символической логики.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

  1. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук и т.д.
  2. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свои специфический предмет и своеобразные методы исследования.
  3. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов различных уровней, сферы действия, направленность, эвристических возможностей, содержаний, структур.

  1. Социально-философский аспект проблемы Взаимодействия общества и природы

Одна из трудных проблем развития современной цивилизации состоит в том, что развитие общества, том числе переход к постиндуарнальной стадии, осуществляется стихийно. Качественно новое состояние современной цивилизации, основанной на высоком авторитете научной рациональности, стремящейся с предельной эффективностью использовать достижения научно-технического прогресса, обнаружило неуправляемость в своем развитии. Сбои в работе сложнейших искусственных систем, в непрерывных процессах обмена веществом и энергией между обществом и природой грозят человечеству ядерным и экологическим уничтожением. Согласно докладу Межправительственной группы экспертов ООН, представленному в ноябре 2007 г., в ближайшее время климат на Земле может измениться «резко и необратимо». По мнению специалистов, если выброс двуокиси углерода в атмосферу будет продолжаться в нынешнем объеме, то может произойти необратимый процесс «перехода количества в качество». В таком случае средняя температура на Земле уже через 50 лет может повыситься на несколько градусов Цельсия. Это приведет к таянию ледников Арктики, Гренландии, возможно, какой-то части ледяного покрова Антарктиды и к повышению уровня Мирового океана на 28-45 см. Плодороднейшие земли низменностей материков, являющиеся одними из главных поставщиков сельскохозяйственных культур, могут оказаться под водой. Помимо этого вызывает тревогу и то обстоятельство, что в последние годы количество стихийных бедствий, связанных с погодными условиями, увеличилось многократно. Сегодня сообщения о наводнениях, ураганах, цунами и т.д. воспринимаются как обычные, заурядные новости. С другой стороны, все еще существует угроза самоуничтожения человечества и уничтожения всего живого на Земле в результате применения оружия массового поражения. В последние десятилетия активно обсуждаетсяконцепция коэволюции, т.е. совместного развития природы и общества. Одним из ее создателей является известный российский ученый академик

Н.Н. Моисеев. Концепция основывается на следующих положениях: во-первых, человечество подошло к разветвлению возможных путей эволюции (бифуркации); во-вторых, возможность выживания, благоприятного варианта развития, связана с необходимостью целенаправленного вмешательства в производственную деятельность планетарного масштаба при одновременном учете многообразия, мозаичности современного мира. В современной научной литературе собран и обобщен значительный фактический материал, раскрывающий суть

грозящей основам человеческогосуществования опасности. В работах

Н.Н. Моисссаа, таких как «Расставание с простотой», «Современный антропогенез и цивилизационные разломы» и т.д., рассматривается проблема выживания человечества. Автор предлагает

изменить существовавшую до сих пор схему взаимоотношения человека и окружающего мира, перейти к программе технического перевооружения общества, изменения его потребностей, отношения к окружающей среде, менталитета и выработке некоторою нравственного императива. Хотя одних нравственных начал, т.е. системы нравов, образцов поведения людей, будет еще недостаточно. Необходимыболее глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры, обретение нового смысла существования. Сможет ли человечество реализовать в самом себе это переустройство - покажет только время.

3.19.Роль социально-гуманитарных дисциплин в сфере техники

В современной философии конституируется более широкий взгляд на дегуманизацию культуры в техногенной цивилизации, связанный признанием невозможности рационализировать техническое развита

и сделать его нерепрессивным по отношению к человеку, ибо техника есть естественное порождение и органичное выражение самой сущности человека - плоть от плоть его отношения к миру как к объекту потребления (ярчайший пример - отношение к природе, артикулированное в категориях природопользования), где техника выступает лишь средством (инструментом) удовлетворения «потребностей потребления» (Хайдеггер). Гуманизация должна коснуться не этого внешнего инструментария, а самих основ человеческой культуры, мировоззрения, ставшего технологическим, необходима «реабилитация духа свободы» (Мэмфорд), изменение самой структурь человеческих потребностей.

Так или иначе, в философии техники формулируется программа гуманизации и гуманитаризации мировоззрения как выражения человеческой сущности. Между тем, технизация бытия современного человека есть наличный факт, и любая социальная программа (даже программа детехнизации и дегуманизации) требует его признания как исходной аксиомы. Мир «насквозь пронизан техникой», и это обстоятельство как онтологически данное не может быть преодолено самосовершенствованием рефлексирующего сознания, «рационализацией духа» (Ф. Рапп,X. Шельски). Рационализированы и оптимизированы могут быть именно и только искусственно построенные на основе техники нормы взаимодействия человека и мира.

Интерпретация этой программы понимается как рационализация человеческой деятельности по отношению к технике, т.е. устранение нерационального человеческого вмешательства в разворачивание научно-технического прогресса: нужно лишь не препятствовать его проявлению (Белл, Тоффлер). Такая, очевидно техницистская, программа дополняется более широкой интерпретацией рационализации техники, понятой как ее погружение в иной социальный контекст, совершенствование социальных институтов, экономических и политических структур, влияющих на характер технического развития (А. Гелен, Хабермас).

Антисциентизм - критика абсолютизации роли науки в развитии мировой цивилизации. Антитехницизм — мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека. Сущность антитехницизма ярко выразилН. Бердяев: «самая главная опасность состоит в том, что техника угрожает самому человеку <...> По чудовищному сцеплению обстоятельств человек становится снова рабом, рабом того, что он сам сделал, рабом общества машин, в котором сам он незаметно вырождается <.. .> Наступит время, когда машины станут настолько совершенными, что они будут действовать без какой-либо помощи человека, машины овладеют всей вселенной, автомобили и самолеты победят скорость, радио населит воздух музыкой умерших голосов; последние люди, став бесполезными, неспособными дышать и жить в этой технической среде, исчезнут, оставив после себя новую вселенную, созданную их разумом и их руками». В массовом сознании антитехницизм тесно переплетен с антисциентизмом как мировоззренческой ориентацией, направленной на преуменьшение роли науки в общественной жизни.

19. Определение, предмет, цели и задачи социальной экологии.

           Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют  доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами.

Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе. Человек, выступая в этом случае в качестве социума, делая предметом социальной экологии крупные контингенты людей, распадающихся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Каждая из групп в свою очередь специфическими взаимоотношениями связана с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, садового участка и так далее.

Социальная экология - наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней. Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Целью социальной экологии как науки является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, как и закономерности физические.

Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы – неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно афористические утверждения.

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика, и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Главный из законов можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее адаптивным возможностям.

Одним из способов формулирования социально-экологических закономерностей является перенесение их из социологии и экологии. Например, в качестве основного закона социальной экологии предлагается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, который является модификацией одного из законов политэкономии.

Выполнению задач социальной экологии подчинены два направления: теоретическое (фундаментальное) и прикладное. Теоретическая социальная экология нацелена на исследование закономерностей взаимодействия человеческого общества с окружающей средой на разработку общей теории их сбалансированного взаимодействия. На первый план в данном контексте выходит проблема выявления коэволюционных закономерностей современного индустриального общества и изменяемой им природы

Методы научного познания и их классификация на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Наука как процесс познания. Формы и методы научного познания. Структура естественнонаучного познания

2. Реферат Методы научного познания

3. Реферат Уровни, формы и методы научного познания

4. Реферат Основные методы эмпирического уровня научного познания

5. Реферат Диалектика эмпирического и теоретического знания. Методы научного познания

6. Реферат Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование)

7. Реферат Особенности научного знания. Научное познание. Основные формы научного познания

8. Реферат Формы научного познания

9. Реферат Генезис научного познания

10. Реферат Особенности научного познания